Как устроены автомобильные реле?

Какой бы «умной» ни была современная машина со всеми ее новомодными «примочками» типа датчиков парковки, системами мониторинга «слепых» зон, так или иначе, главным исполнительным механизмом (если речь идет об электрике) были и остаются электромагнитные реле. К слову, конструкция реле была изобретена еще в первой четверти 19 века и с тех пор не претерпела никаких изменений. Каждый автовладелец, обладающий базовыми навыками в ремонте авто, должен знать конструкцию электромагнитного реле и принцип его работы, чтобы в случае необходимости выявить и ликвидировать возникшую неисправность.

Не нужно иметь электротехническое образование, чтобы понимать, что для коммутации мощного потребителя нужен выключатель соответствующих габаритов с силовыми контактами, которые выдержат протекающий через них ток и при этом не расплавятся. Выходит, что для подключения таких потребителей в автомобиле как обогрев стекла либо кондиционер нужны мощные кнопки с подходящими к ним проводами толстого сечения. Нельзя не согласиться, что в дизайне экстерьера современных машин такие «ляпы» будут смотреться совершенно неуместно. Здесь на помощь как раз таки и приходит электромагнитное реле. Конструкция его крайне проста. Так, простейшее реле представляет собой силовой коммутатор и управляющую цепь, для замыкания которой не нужны мощные провода. Как правило, все реле в автомобиле монтируются в так называемом монтажном блоке, а все элементы управления выводятся на приборную панель.

К основным видам реле, которые используются в автомобилях, относятся реле с тройкой переключающих контактов либо с парой замыкающих. Безусловно, на практике можно встретить и более сложные конструкции, но, как известно, усложнение механизма неизбежно приводит к снижению его надежности. Когда возникает необходимость в коммутации больших токов, конструкция реле претерпевает ряд изменений. В частности, используется обмотка с более толстым сечение проводов, а крепления и контакты имеют гораздо большую площадь прижатия. В то же время сам принцип работы устройства остается неизменным. Такие реле используются на грузовых автомобилях, где они могут исполнять роль пусковых механизмов (втягивающее реле на стартере) либо применяются в качестве выключателей массы. Если вас интересует ремонт грузовых автомобилей, то загляните на сайт dltruck.ru.

Главными параметрами реле являются напряжение срабатывания и максимальный коммутируемый ток. Стоит отметить, что номинал напряжения 12 В, который является необходимым для замыкания/размыкания контактов, является усредненной величиной. В принципе, реле без проблем сработает и при напряжении 7-8 В. Под максимальным током подразумевается такое «количество ампер», которое могут через себя пропустить рабочие контакты реле без подгорания и перегрева. В большинстве случаев даже самое слабенькое реле вполне выдерживает нагрузку 20-25 А. Когда величина максимального тока указывается через дробь (например, 30/40 А), имеются ввиду долговременный и кратковременный режимы работы.

Контактные выводы реле, как правило, имеют так называемый «ножевой» тип, чтобы их было удобно подключать в разъем колодки. Все реже встречаются контакты, предназначенные для крепления «под болт». На сегодняшний день они устарели. Что касается материала, из которого изготавливаются «ножки» реле, — это может быть никелированная сталь (белый цвет), медь либо латунь (желтый или красноватый цвет). Порой медные и латунные контакты обрабатываются оловом во избежание реакции окисления при взаимодействии с воздухом. Современные реле можно назвать одноразовыми, поскольку ремонту они не подлежат. Все дело в том, что добраться до силовой части, не повредив при этом корпус, попросту невозможно.

Автор: Анатолий Соколовский

Читайте также