АКРА: регионы вернут больше кредитов, чем получат

В 2017 г. регионы будут вынуждены погасить больше бюджетных кредитов, чем смогут получить, сообщается в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Ситуация остается сложной.

Чтобы сбалансировать бюджет, государство продолжит сокращать расходы и снижать объемы кредитов, предоставляемых регионам, — АКРА ожидает роста средневзвешенной ставки кредитования регионов в связи с тем, что с 2017 г. кредиты, полученные из федерального бюджета, будут замещаться рыночным долгом в объеме по 220 млрд руб. в год.

Вопреки снижению рыночных ставок на 1,0–1,5 процентного пункта в ближайшие 2–3 года, изменение структуры долга приведет, по расчетам АКРА, к росту средневзвешенной ставки кредитного портфеля регионов к концу 2018 г. до 10,8% против 9,2% в 2015 г.

Смена господдержки госконтролем заставит регионы серьезно урезать расходы. Снижение объемов предоставления бюджетных кредитов выльется в усиление контроля над региональными бюджетами.

Минфин России предлагает ввести систему контроля долга и поделить регионы на группы по долговой устойчивости.

Закредитованные регионы (22 региона по показателям 2015 г.) будут обязаны реализовать план восстановления платежеспособности и при этом лишатся возможности наращивать долг. Снижение долговой нагрузки закредитованных регионов увеличит неравенство между субъектами федерации.

При невозможности наращивать долг такие регионы будут сокращать капитальные расходы в пользу финансирования текущих нужд.

При росте социальных затрат в 2016–2019 гг. на 4% в год резерва бюджета развития хватит, по оценке АКРА, приблизительно на четыре года. 40% суммы собственных доходов закредитованные регионы должны будут выплатить в течение года в счет погашения долга, если внезапно лишатся возможности его рефинансировать.

Вопреки общей тенденции к снижению ставок долг регионов будет дорожать.

Обязательство довести зарплаты в бюджетном секторе до рыночных уровней привело к лавинообразному росту дефицита региональных бюджетов начиная с 2012 г.: социальная нагрузка на бюджеты усиливалась быстрее, чем те успевали создавать источники налоговых доходов, и увеличивающиеся текущие расходы приходилось финансировать за счет наращивания долга.

Приростом долга в 2015 г. субъекты федерации были на 70% обязаны дешевым кредитам из федерального бюджета.

К концу года доля последних в совокупном долге регионов составляла 35%. По оценке АКРА, при росте доходности индекса муниципальных облигаций Cbonds Muni в декабре 2014 г. — марте 2015 г. до 15,1% увеличение доли дешевых бюджетных кредитов позволило субъектам федерации удержать средневзвешенную стоимость долга в 2015 г. на уровне 9,2%.

Необходимость секвестра федерального бюджета в нынешнем году и неопределенность структуры бюджетных расходов в следующем не позволяют надеяться на сохранение объема займов, предоставляемых регионам из федерального бюджета.

Кроме того, в условиях стабилизации рыночных ставок необходимость поддержки бюджетов дешевыми деньгами теряет актуальность. АКРА ожидает, что с 2017 г. будет происходить замещение бюджетных кредитов рыночным долгом в объеме по 220 млрд руб. ежегодно, что приведет к росту средневзвешенной ставки кредитования к концу 2017 г. до 9,5%, а к концу 2018 г. — до 10,8% на фоне общего снижения ставок.

Новые планы контроля долговой нагрузки: закредитованным регионам придется восстанавливать платежеспособность Минфин России планирует внести поправки в законодательство, которые позволят эффективнее контролировать долг регионов. К 2019 г. субъекты федерации будут подразделены на три группы по уровню долговой устойчивости.

Чтобы снизить долговую нагрузку до умеренного уровня, регионы должны серьезно экономить не менее четырех лет.

По оценкам АКРА, обязательные расходы бюджетов за последние шесть лет выросли в среднем на 8%.

Обязательными АКРА считает траты на социальную политику, здравоохранение, образование, частично — на национальную экономику, а также на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.

Несмотря на сдерживание бюджетных расходов в 2015 г., среднегодовой темп их прироста в 2016–2019 гг. ожидается на уровне не менее 4%, если учесть традиционное повышение социальных расходов в предвыборный период.

При замедлении роста налоговых доходов и в отсутствие возможности привлекать новые заимствования регионы будут вынуждены финансировать социальные расходы за счет урезания других трат, например капитальных расходов.

Снижение капитальных расходов региональными правительствами будет воспринято бизнес-сообществом как негативный сигнал существенно раньше указанного срока, что отрицательно повлияет на динамику частных инвестиций.

АКРА полагает, что без системной федеральной поддержки либо без настройки механизма бюджетных отношений регионы не смогут эффективно исполнить планы восстановления платежеспособности.

По исчерпании внутренних ресурсов, высвобожденных за счет недофинансирования инфраструктуры, субъекты федерации вновь столкнутся с необходимостью наращивать долг.

Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также