Госдума рассмотрит основные направления развития экономики России 19 ноября

Комитет Госдумы по финансовому рынку утвердил график рассмотрения проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов, согласно которому на заседание нижней палаты парламента документ планируется вынести 18 ноября.

В рамках рабочей группы проект планируется обсудить 7-8 ноября, на заседании комитета по финансовому рынку – 9 ноября, на совместном заседании трех комитетов — по финансовому рынку, по бюджету и налогам, по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству – 14 ноября.
Проект ДКП

Банк России разработал три сценария макроэкономического развития РФ на ближайшие три года в зависимости от цены на нефть и других внутренних и внешних факторов. Базовый сценарий, который ЦБ считает наиболее вероятным, основан на предположениях, что заметного изменения конъюнктуры мировых сырьевых рынков не произойдет и цена на нефть марки Urals в ближайшие три года будет около 40 долларов за баррель. Этот сценарий по своим основным параметрам близок к базовому прогнозу Минэкономразвития России.

Базовый сценарий предполагает, что несмотря на действие сдерживающих внешних и внутренних факторов, сохранится стабильность в финансовой сфере, предсказуемость и последовательность денежно-кредитной и бюджетной политики, произойдет адаптация субъектов экономики к изменению внешних условий, в том числе за счет свободного курсообразования. Это создаст условия для постепенного улучшения настроений, оживления потребительского и инвестиционного спроса и восстановления экономического роста.

При этом темп роста экономики составит около 0,5-1% в 2017 году, а затем повысится до 1,5-2% в 2018-2019 годах. Ожидаемое замедление инфляции до 4% в 2017 году и ее стабилизация вблизи целевого уровня создадут во второй половине трехлетнего прогнозного периода условия для постепенного смягчения ДКП. На его фоне будет происходить снижение краткосрочных и долгосрочных рыночных процентных ставок в номинальном и реальном выражении.
Альтернативы

В дополнение к базовому сценарию Банк России подготовил два альтернативных сценария, предполагающие соответственно более медленное и более быстрое восстановление роста мировой экономики, что приведет к формированию более низкой или более высокой траектории цен на нефть. В первом из них заложено снижение цены на нефть до 25 долларов за баррель в начале 2017 года и ее сохранение вблизи этого уровня до конца 2019 года, во втором — постепенный рост цены на нефть до 55 долларов за баррель в 2019 году.

Темпы снижения ВВП в первом альтернативном сценарии могут составить 1-1,5% в 2017 году и 0,1-0,5% в 2018 году, после чего начнется восстановительный рост. Замедление экономической активности станет фактором, сдерживающим инфляцию. Однако ослабление рубля на фоне ухудшения внешней конъюнктуры будет создавать повышательное давление на цены. В этих условиях достижение целевого уровня инфляции в 4% станет более вероятным не к концу 2017 года, а в 2018 году. При этом потребуется поддержание относительно жестких денежно-кредитных условий на протяжении более длительного периода, чем в базовом сценарии.

Второй альтернативный сценарий допускает более высокий темп восстановления экономического роста, который может составить 1,2-1,7% в 2017 году и увеличиться до 2-2,5% в 2018-2019 годах. С учетом этого темпы прироста российской экономики после восстановительного периода 2018-2019 годов составят не более 1-1,5%, и не будут превышать показателей базового сценария при сходной динамике инфляции и денежно-кредитных условий.

В случае реализации этого сценария при принятии решений в области денежно-кредитной политики и государственной политики в целом крайне важным будет «предупреждение формирования в экономике избыточного оптимизма», считает ЦБ.

В рамках любого из трех сценариев Банк России не исключает возможности реализации дополнительных рисков, которые могут повлиять на инфляционную динамику. Значимыми рисками для прогноза инфляции в течение ближайших трех лет могут являться не предусмотренные в этих сценариях скачки внутренних и внешних продовольственных цен (под влиянием факторов предложения), изменения бюджетной политики, включающие возможное ускорение индексации расходов или повышение налогов, а также ускорение роста административно регулируемых цен и тарифов.

Необходимая степень реакции денежно-кредитной политики в ответ на реализацию данных рисков будет определяться с учетом оценки масштаба и длительности их воздействия на инфляционные процессы.

Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также