Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История «Всё волненьем дышит: театр жив!»,

В одном из залов Дворянского собрания в начале XIX века давались театральные представления

или Смоленские кукольники, скоморохи и прочие лицедеи

Театральное искусство – одно из древнейших видов искусств. Зародившееся еще в глубокой древности, оно до сих пор остается востребованным зрителями. Ни опера, ни цирк, ни балет, ни даже появившийся позднее всех кинематограф не смогли вытеснить его. Тысячи россиян по-прежнему ходят в театры, а сотни из них считаются заядлыми театралами. Знаменитые на всю Россию театры, конечно, находятся в Москве и Санкт-Петербурге: Большой театр, Московский художественный театр имени А. Чехова, Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета и многие другие. Но и в каждом областном центре есть хотя бы один театр. Пусть даже студенческий. Сегодня существует много видов театров: театр-варьете, театр кукол, театр кошек, театр оперетты… В Смоленске несколько театров: Камерный театр, Драматический театр имени А. Грибоедова, театр-студия «Диалог», Театр кукол. Как и с чего все это начиналось? Когда появились первые театры? И как вообще развивалось театральное искусство на Смоленщине?

Зарождение театра в России связано с обрядами, народными забавами, празднествами. Летом и поздней весной, по воскресеньям и в праздничные дни молодежь древнего Смоленска собиралась на полянах, расположенных рядом с Покровской горой. Юноши и девушки пели песни, водили хороводы. На праздники выполняли особые обряды, в которых должна была быть определенная последовательность действий, участники по-особому одевались. В общем, в нашем понимании происходило представление, в котором каждому отводилась своя роль.

Первыми актерами-профессионалами, начавшими зарабатывать на представлениях деньги, считаются скоморохи. На Руси они появились в XI веке. Скоморохи странствовали по разным городам, выступали прямо на улицах. Перед зрителями они разыгрывали юмористические сценки, исполняли шуточные песенки. Иногда даже выступали с дрессированными животными. Сюжет многих сценок был очень прост: хитрый и ловкий мужик строил козни барину, подшучивал над ним. Скоморохи высмеивали представителей духовенства, царской семьи. Может быть, поэтому театр бродячих артистов перестал существовать в середине XVII века, когда царь Алексей Михайлович запретил выступления скоморохов.

В этот период в России появляется придворный театр, а также школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Бояре, побывавшие в европейских странах, привозили царю вести о замечательных представлениях, которые устраиваются в европейских столицах. И вот в Москве стали организовывать многоактные представления. Постоянного помещения не было, зато для актеров, которых набирали из жителей Немецкой слободы и подьячих Посольского приказа, шили костюмы, а для спектаклей делали декорации. Представления сопровождались музыкой. После смерти Алексея Михайловича придворный театр больше не давал представлений.

Увы, в Смоленске в этот период собственного театра не было. Зато периодически на улицах выступали иностранные артисты, бывавшие в Смоленске проездом. Ведь город расположен в географически выгодном положении. Представления, устраиваемые заезжими акробатами, фокусниками и канатоходцами, собирали множество зрителей. Кроме того, театральными представлениями вполне могли считаться гуляния, которые устраивали на улицах городов на масленую неделю. На эти празднества прибывали крестьяне даже из окрестных деревень Смоленска. К театрализованным представлениям можно отнести вечеринки, которые на святки устраивались в домах богатых горожан. Молодежь ходила от дома к дому: в надежде получить от хозяев угощение исполняли песни, читали стихи и разыгрывали шуточные сценки.

Во время правления Петра I театр превратился из придворного в народный. Изменился репертуар, пьесы стали идти только на русском языке. И вот 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден русский театр. В нем выступали актеры ярославской труппы Ф. Волкова. Сегодня этого актера мы и называем основателем национального русского театра.

В Смоленске первый светский общественный театр появился в 1780 году. Этому способствовал военный деятель, дипломат князь Н. Репнин, который в этот период занимал пост смоленского генерал-губернатора. Однажды Екатерина II, возвращаясь в Петербург из Могилёва, остановилась в Смоленске. Градоначальник готовился к приему высокопоставленной особы и повелел приготовить «великолепный оперный дом и фейерверк, где и при весеннем приятном вечере их императорские величества увеселялись». Императрице показали комедию, действие которой сопровождалось пением хора.

В самом начале XIX века, в одном из зданий рядом с Блонье, размещалось Дворянское собрание. В помещении был большой зал, в котором и проводили театральные представления. Во время войны с Наполеоном здание сгорело, а в 1825 году построили новое, которое сохранилось и до наших времен (здание филармонии). А еще позже рядом с садом Блонье было сооружено специальное здание для театра, просуществовавшее до середины 90-х годов XIX века.

Театральные представления в Смоленске в XIX веке были регулярными, хотя постоянной труппы актеров в городе не было. Приезжие артисты, гастролировавшие по всей стране, показывали свои спектакли и смоленскому зрителю. Например, в 1819 году в городе устраивались представления «компанией драматических артистов под дирекцией Викентия Клогоцкого». А в 1827 году в Смоленске выступала труппа актеров-крепостных, принадлежащая помещикам Л. Безобразовой и А. Лопухиной.

Во времена императрицы Екатерины II широкое распространение получили домашние театры, устраиваемые богатыми вельможами у себя дома. Так, например, у графа Шереметева были четыре театра. Устраивали и помещичьи усадебные театры. Крепостные крестьяне были в них актерами. Их с малых лет обучали актерскому мастерству специально приглашенные для этого иностранцы. На Смоленщине самый известный помещичий театр был организован в усадьбе Алексино, что в Дорогобужском районе, у помещика Барышникова. Славился также театр шмаковского помещика Афанасия Глинки, который слыл просвещенным человеком, много внимания уделял искусству. Артисты, которые вышли из крепостной среды, нередко становились известны на всю Россию. Например, Михаил Щепкин был выходцем из крепостных. А знаменитая артистка Екатерина Семёнова была крепостной смоленского помещика Путято.

Репертуар русского театра того времени состоял преимущественно из пьес, написанных зарубежными драматургами. Часто ставили спектакли по произведениям

Мольера. Но русская литература не стояла на месте, появлялись пьесы Александра Сумарокова, Дениса Фонвизина, Александра Грибоедова…

Не стоит забывать о том, что помимо театра, в котором актерами были люди, в России в XIX веке уже существовал театр кукол. Традиция марионеточных представлений была перенята у иностранцев, которые собственно и показывали кукольные спектакли в России в то время. Они странствовали по городам, давали представления в помещениях, которые им удавалось снять. К концу XIX века театр марионеток пользовался большой популярностью. Кроме того, именно к этому времени относят появления и представления с использованием перчаточных кукол. Вот откуда нам известен Петрушка. Сценки разыгрывали прямо на улицах. Устанавливали переносную ширму и рассказывали зрителям истории о похождениях шутника-Петрушки. Стоит отметить, что он не представал перед зрителями положительным персонажем. Да и внешне он выглядел не очень благообразно: большой нос крючком, растянутый рот, горб на спине. Часто кукольники выступали вместе с шарманщиками.

В конце XIX – начале XX века театральная жизнь России вообще и Смоленска в частности становилась все разнообразнее. Появлялись новые выдающиеся актеры, строились специальные здания для театров, расширялся репертуар… И, похоже, процесс развития театра будет продолжаться всегда.

За помощь в подготовке материала благодарим сотрудников Смоленской областной библиотеки им. А. Твардовского. При подготовке материала использовалась статья «Театральная жизнь Смоленщины», размещенная в книге «Художественный мир Смоленщины» (составитель А. Стефанцов.)

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу