Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История Смоленские сезоны

 Смоленские сезоны

Из истории городских театров

В XIX веке развитие театрального искусства шло полным ходом. Строились новые театры, расширялись репертуары. Теперь в них были спектакли, поставленные не только по произведениям зарубежных драматургов, но и отечественных авторов. Во второй половине XIX века появились пьесы А. Островского, которые ознаменовали новый этап в развитии театрального искусства в России, а также спектакли, поставленные по пьесам А. Сухово-Кобылина, М. Салтыкова-Щедрина, А. Толстого. Театры продолжали положенную еще скоморошным театром традицию критики окружающей действительности. И многие театры в XIX веке становятся своеобразными центрами просвещения и подвергаются нападкам полиции.

В Смоленске конца XIX века театральные постановки пользовались большим успехом. Спектакли демонстрировались публике в залах Благородного собрания и Купеческого собрания. Кроме того, горожане могли посещать и концерты, проходившие в зале Дворянского собрания.

Цены билетов на театральные представления были высоки, поэтому посещение спектаклей еще долгое время оставалось прерогативой состоятельных смолян. Но в 1898 году на одном из заседаний комитета попечительства о народной трезвости было решено организовать Народный дом, в котором были оборудованы театральная сцена, зал для зрителей, способный вместить 600 человек, чайная, читальня и библиотека. Народный дом построили на берегу Днепра, в декабре того же года прошло первое представление. Сначала перед зрителями выступали артисты-любители, которыми руководил режиссер П. А. Алякринский, через пару лет в театральную труппу пришли и профессионалы. Спектакли устраивали несколько раз в неделю. Летом представления в Народном доме не давали. А накануне Первой Мировой войны Народный дом сгорел.

В летний сезон функционировали летние театры, которые размещались в Лопатинском саду и в саду «Эрмитаж» (в районе здания Облсовпрофа на улице Ленина). В Лопатинском саду часто давали представления заезжие артисты. Например, выступали Роберт и Рафаил Адельгеймы, труппа известного на всю Россию театрального деятеля Д. Басманова. Благодаря выступлениям этого коллектива смоляне увидели постановки по произведениям А. Островского, М. Горького, Л. Андреева и других известных авторов. В «Эрмитаже» часто выступали приезжие артисты, на его подмостках давали также оперы и оперетты.

В 1907 году произошло знаменательное для развития театра на Смоленщине событие: было основано Общество любителей изящных искусств. При нем организовали драматический коллектив.

Революция 1917 года отразилась на театральной жизни всей страны и Смоленщины в частности. Новой власти потребовался новый театр – пролетарский. Советская власть видела в театре мощное орудие пропаганды. В июне 1918 года при Наркомпросе республики был создан театральный отдел. На Смоленщине появились театральные кружки: в Вяземском, Дорогобужском, Рославльском, Сычёвском, Духовщинском и Смоленском уездах. В то время производилось районирование, была организована Западная область, центром которой и стал Смоленск. В Смоленске начали появляться полупрофессиональные театральные труппы. Например, Первый художественный передвижной театр Западной области под руководством В. Тодди, Вольный пролетарский театр, или драматическая труппа Политуправления Западной области. Были и театры, выступления которых носили исключительно пропагандистский характер. Так, в 1920 году комсомольскими активистами была организована устная газета. Выступления корреспондентов проходили в Блонье, представления пользовались большой популярностью. Из этих публичных чтений к концу года сформировался театр Пропро (производственной пропаганды и революционной сатиры). В репертуар театра входили одноактные пьесы. Каждое представление начиналось с озвучивания идейной программы театра, а содержание пьес не было высокохудожественным. Интересно то, что сценарии спектаклей писались, учитывая местную специфику. Театр Пропро просуществовал лишь один год.

В 1919 году в помещении бывшего кинотеатра «Художественный» открылся Смоленский государственный оперно-драматический театр. Руководителем драматической труппы стал Н. Львов, а оперной – А. Александровский. Первым спектаклем этого театра стала комедия «Ревизор» Н. Гоголя. Оперная труппа показала зрителям оперу С. Монюшко «Галька». Опера на смоленской сцене не прижилась, поэтому уже в 1920 году театр стал Смоленским государственным драматическим театром. Осенью 1921 года театр давал представления уже в новом здании, приспособленном для выступлений.

В это время уже существовали Советский театр в Ярцеве, Показательный театр в Демидове, Передвижной театр в Духовщине, Вяземский народный театр имени Луначарского. Последний из названных театров был наиболее профессионален, имел обширный репертуар. На его сцене ставили спектакли по произведениям М. Горького, А. Островского, Л. Андреева, Ю. Тарича. Выходцами из труппы этого театра были артисты, получившие в дальнейшем республиканскую известность: Н. Плотников, С. Морской, В. Лебедев, Н. Березкин.

Одним из знаменательных событий театральной жизни Смоленска 1930-х годов была постановка пьесы К. Тренёва «Любовь Яровая». За исполнение главной роли в этом спектакле Павла Вульф была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

К 1935 году в области насчитывалось 11 театров. Летом 1934 года начал функционировать Театр юного зрителя, созданный при смоленском Дворце пионеров. В его репертуар входили сказки Г. Х. Андерсена и К. Гоцци, потом стали ставить спектакли по произведениям Ж.-Б. Мольера, Ф. Шиллера, М. Сервантеса. В это же время в Смоленске существовал Театр рабочей молодежи. Оба театра располагались в здании бывшей церкви Смоленской божьей матери, у Днепровских ворот. В этот же период в области давали представления передвижные колхозно-совхозные театры.

Во время Великой Отечественной войны Смоленский государственный театр был прифронтовым. Артисты театра дали 170 спектаклей и 266 концертов для солдат. Часто сцену сооружали на полуторатонных грузовиках – «полуторках». В 1944 году театр вернулся на Смоленщину, и начались представления в здании бывшего Дворянского собрания. В послевоенное время в репертуаре театра главенствовала героико-романтическая тема: «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Полк идет» (по роману М. Шолохова «Они сражались за Родину»), «Денис Давыдов» В. Соловьева и другие. В ту пору на смоленских подмостках блистали заслуженные артисты РСФСР: Ф. Волгин, И. Калантар, Н. Зиновьева и другие.

В конце 1960-х годов наступило трудное время для Смоленского государственного драматического театра. Были запрещены спектакли «Много шума из ничего» У. Шекспира, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Два товарища» В. Войновича. Театр покинула группа молодых актеров, ушел и главный режиссер, заслуженный деятель искусств А. Михайлов. В 1991 году театр был реорганизован в Государственный экспериментальный театр драмы. На сцене ставились пьесы классиков и современных авторов. В театре организовали занятия вокалом, была создана балетная группа, открыли музыкальную гостиную, которую посещали многие горожане. Сегодня у театра уже другое название – Смоленский государственный драматический театр имени А. Грибоедова; руководит им В. Барковский. С 2008 года на базе театра проводится Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег».

С 1989 года в Смоленске существует Камерный театр. Его бессменный художественный руководитель – Н. Парасич. Театр участвует в международных и российских театральных фестивалях. На сцене театра в разное время были поставлены спектакли «Панночка» Н. Садур, «Счастливое происшествие» С. Мрожека, детские пьесы «Финист – Ясный Сокол», «Бременские музыканты» и многие другие.

В Смоленске работает Театр кукол имени Д. Н. Светильникова. Он был основан в 1937 году. Его директор – В. Лаппа, а главный режиссер –В. Савин. Репертуар театра состоит в основном из постановок для детей, но также есть и спектакли для взрослых.

Кроме того, смоляне могут посетить спектакли театра-студии «Диалог». Это творческое объединение молодежи, которое регулярно дает представления, участвует в театральных фестивалях. Главный режиссер театра – В. Зимин. До недавнего времени работал Театр юного зрителя. Им руководил В. Зайцев. В Смоленске есть еще много самодеятельных театров при Домах культуры, также есть молодежные, студенческие театры. Любительские театры существуют во многих районных центрах.


За помощь в подготовке материала благодарим сотрудников Смоленской областной библиотеки им. А. Твардовского. При подготовке материала была использована статья «Театральная жизнь Смоленщины» из книги «Художественный мир Смоленщины» (составитель А. Ф. Стефанцов).

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу