Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История «Проснись! Пой песню Воскресенья!»

 Илья Каверзнев. «Светлое воскресенье». 2005 г.

День Пасхи определяют по правилу, которое было установлено на первом Вселенском соборе, созванном в 325 году в городе Никее. В соответствии с этим правилом день Пасхи отмечают в первое воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия, после иудейской Пасхи. Каноны Вселенских соборов неизменны. Так, праздник Пасхи выпадает на разные дни в период с 4 апреля по 8 мая. В 2012 году Пасха отмечается 15 апреля.

Завершающая неделя Великого поста называется Великой или Страстной – неделя страданий, мучений Иисуса Христа в канун Пасхи.

Православная церковь разделяет эту неделю на несколько циклов. В первые три дня христиане вспоминают важные моменты земной жизни Иисуса. Например, среда – день воспоминания предательства Иуды, ближайшего ученика Спасителя. Самыми главными днями Страстной недели являются три последних дня перед Пасхой.

Великий или Чистый четверг – день, когда Христос посвящал своих учеников, а позже и всех христиан в таинство причастия, которое еще называется благодарением. Распространен обычай: в Чистый четверг нужно убирать в доме. Вечер Великого четверга связан с чтением на церковной службе 12 Евангелий. На ней последовательно вспоминают страдания Христа.

По народному выражению, в Великий четверг «даже ворона своих воронят в луже моет». Крестьяне к этому дню старались выбелить печи, а в сам четверг мыли столы, лавки, полы, стены, домашнюю утварь. В этот день все обязательно ходили в бани.

В Великую пятницу христиане вспоминают распятие и смерть Иисуса Христа. В этот день во всех православных храмах проходят два главных богослужения: дневное и вечернее.

Великая суббота называется днем покоя. Предпасхальное богослужение совершается в субботу утром. По традиции, после его окончания в храмах освещают куличи и пасхи.

К пище, которая традиционно освящается перед Пасхой, относятся творожные пасхи и вареные, крашеные яйца – символ воскресения Иисуса. История пасхальных яиц связана с именем ученицы Христа Марии Магдалины. По преданию, она подарила такое яйцо императору Тиверию. К пасхальной пище относятся и куличи. В тесто добавляют как можно больше яиц, сливочного масла, то есть тех продуктов, которые до наступления Пасхи христиане не ели во время Великого поста. Можно освещать и другую пищу, кроме мясной. По церковному уставу, мясо нельзя вносить в храм.

По народному убеждению, на Пасху следовало подавать на стол как можно более богатое угощение. Поэтому каждая хозяйка готовила разнообразные блюда. В обязательном порядке красили и расписывали пасхальные яйца, а также пекли специальный сдобный пасхальный хлеб с изюмом или миндалем. В более обеспеченных семьях обычно жарили и варили мясо к Пасхе. Кстати, именно в Великий четверг существовала традиция забивать скот на мясо для праздничного стола.

Все хозяйственные хлопоты заканчивались обычно к вечеру Великой субботы, когда народ собирался в церкви на чтении «Страстей Господних». Верующий человек должен не просто присутствовать на богослужении, но и принимать в нем непосредственное участие: причаститься и исповедоваться.

На подобное торжество народ собирался не только со всего села, но и приходил из ближайших деревень. В народе непосещение пасхальной службы считалось непростительным грехом.

В пасхальные дни не бывало панихид и заупокойных богослужений. На Пасху не было принято ходить на кладбище. Это делали в специальные дни – дни поминовения умерших. Но после окончания службы многие крестьяне все-таки отправлялись на кладбище навестить умерших родственников. На их могилах обязательно оставляли куски куличей.

По традициям русского православия, на Пасху, во время Светлой седмицы, которая следует за Страстной неделей, христиане навещали тех, кто по разным причинам не мог посетить храм. Раньше верующие люди ходили в тюрьмы и больницы, навещали своих родственников, которые не могли попасть в храм. На Пасху было принято помогать бедным семьям, не имеющим средств, чтобы отпраздновать великий праздник. В Страстную пятницу хозяйки состоятельных семей несли в дома бедняков угощения: молоко, яйца, творог, куличи.

Обычно в пасхальное утро завтракали в семейном кругу. Ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо, освященное в церкви, разделяли на кусочки – по числу домочадцев. Таким же образом поступали с пасхой. Принимаясь за еду, домочадцы обменивались яйцами и непременно говорили друг другу: «Христос воскресе!». И отвечали: «Воистину воскресе!».

Приходя в гости, люди поздравляли друг друга с Воскресением Христовым. Ходить в гости начинали с вечера Светлого воскресенья. Молодежь часто уезжала на праздники к своим друзьям в соседние села, взрослые несколько дней могли гостить у родственников. В Смоленской губернии в Великоденскую пятницу (прощеный день) варили так называемое «моленое» пиво и пили его вместе. Особенно важными были гости из семей, планирующих в ближайшее время породниться. Например, семья жениха на Пасху ездила погостить в семью невесты.

В Светлую неделю, как и на сырной седмице, христиане много не работали. Большую часть времени у них занимали гуляния, песни, гостевания, игры, а также обряды, связанные с семейным благополучием, достатком, урожаем. Со временем многие из древних народных обрядов, которые отличались особой важностью, стали забавами и играми для молодежи. Например, ритуальные обходы домов, обычай звонить в колокол, катание яиц и тому подобное.

С праздником Пасхи связывали множество различных верований, преданий, легенд, обычаев и обрядов.

Особый ритуал в пасхальную ночь был связан с разжиганием костров в честь праздника. Однако обычай разжигать костры в большие праздники возник задолго до христианства. Огонь с древнейших времен означал тепло, благо, радость, его соотносили с обожествляемым солнцем и противопоставляли всему злому и нечистому.

Христиане придавали большое значение не только огню, но и свету. Например, на скорбной Страстной неделе освещение в храме было слабым и тусклым – в знак траура по Христу; а во время пасхальной службы освещение храма становилось ярким – в знак ликования от радостной вести: «Христос воскресе!».

Обычай звонить в колокол на Пасху был распространен во многих областях. Часто всю пасхальную неделю в народе называли «звонильной». Это было не просто забавой: крестьяне верили, что звук церковных колоколов обладает особой магической силой; к примеру, отгоняет нечистых духов, болезни и непогоду, способствует плодородию, благополучию и так далее. Как в народной, так и в церковной традициях колокольный звон считался сакральным – «гласом Божиим».

По дню Пасхи крестьяне судили о будущем годе. Считалось, что мороз или гром на Пасху предвещают хороший урожай льна, темная ночь под Пасху – к урожайному году.

Пасхальные приметы были и у деревенских девушек. Например, у них существовал обычай на Светлой неделе (или в первый день Пасхи) умываться луковым отваром, в котором до этого красили яйца. Это якобы помогало сохранить красоту на весь год.

Практически повсеместно считалось, если во время праздничной утрени девушка в своей молитве попросит о том, чтобы у нее появился жених, то ее желание обязательно исполнится. Делали девушки это с такими словами: «Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!» или «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!».

Часто именно во время Пасхи проводили обряды крещения, а вот обряды венчания проводили после окончания пасхальной Святой седмицы, то есть через семь дней после наступления Пасхи.

Пасху праздновали 40 дней – в память сорокадневного пребывания после воскресения Христа на земле. Но самой торжественной считалась первая седмица после Пасхи, называемая в народе Светлой. Днем Вознесения пасхальные торжества заканчивались.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу