Символ эпохи

Смоленщина в судьбе Веры Мухиной

Веру Мухину можно по праву считать одной из самых известных в мире женщин-скульпторов. Правда, она прославилась всего одним шедевром – гигантской статуей «Рабочий и колхозница». Формально Веру Мухину, автора легендарной скульптуры, покорившей Париж на Всемирной выставке в 1937 году, считать нашей землячкой нельзя. Место ее рождения – Рига, но ее предки – уроженцы Смоленской губернии. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о судьбе и творчестве знаменитой женщины.

Дед Веры Мухиной – Кузьма Мухин – был богатейшим рославльским купцом. Он покупал на Смоленщине и в соседних белорусских губерниях хлеб, лен и пеньку, а потом баржами отправлял их по Северной Двине в Ригу, откуда продавал за границу. Однако известен был не только как удачливый хозяин, но и как человек, много сделавший для города, за что получил звание «Почетный гражданин города Рославля».

На землях Кузьмы Мухина и в значительной степени на его средства были построены в городе мужская прогимназия, ныне сельскохозяйственный колледж, вторая городская гимназия (школа №1), низшая ремесленная школа, носившая имя Мухиных. Он также жертвовал деньги на здравоохранение в городе. И, по воспоминаниям самой Веры Игнатьевны, на вопрос, на кого дед хотел бы походить, он отвечал: «На Козимо Медичи».

Отец Веры, Игнатий Мухин, был также коренным рославльчанином. У него от природы был талант в самых различных областях, склонность к технике и изобретательству. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он получил золотую медаль за изобретение в области маслобойного производства. Однако коммерческого дара у Игнатия Кузьмича не было, и он не справился с делами торгового дома Мухиных.

В 1885 он женился на Надежде Вильгельмовне – дочери аптекарского помощника Вильгельма Мюде, потомка врача наполеоновской армии, оставшегося, как гласят семейные предания Мухиных, на Смоленщине в 1812 году.

Через год у них появилась дочка Мария, а в июне 1889-городилась Вера. После вторых родов Надежда часто болела; как выяснилось позднее, у нее был туберкулез. Оставив дочек на попечение Надиной подруги Анастасии Соболевской, Мухин увез жену за границу. Но в 1891 году его жена умерла, не дожив и до 25 лет. Отец, очень боявшийся, что девочки унаследуют болезнь матери, увез их в Крым – в Феодосию. Затем, после смерти отца (Вере было тогда 14 лет), сестер взяли под свою опеку родственники из Курска, и жизнь Веры уже не была связана непосредственно с Рославлем. Однако судьбы Мухиных и города, где до сих пор стоят здания, ими построенные, где на местном кладбище покоится прах многих поколений этой династии, переплелись между собой настолько, что связь эту уже не разорвать. И сама Вера Игнатьевна, и сын ее Всеволод Замков считали Рославль своим родовым гнездом.

В 1907-м Вера Мухина поехала учиться в Москву. Еще в Крыму она увлеклась рисованием и поступила в студию известного художника Константина Юона. Потом Вера перешла к Илье Машкову, но вскоре осознала, что живопись ей больше не нравится, другое дело – скульптура. В скульптурной мастерской Вера быстро овладела приемами, которым ее обучал мастер Егоров. Сам он делал надгробия. Вера так увлеклась скульптурной лепкой, что попросила своих родственников отправить ее на учебу в Париж. Но они были против, считая, что уже пора выходить замуж.

В 1912 году Вера уехала на Рождество в отцовское поместье под Рославлем. Там случилось несчастье: катаясь на санках с горы, девушка врезалась в дерево, острый сук распорол ей щеку и срезал часть носа. Веру срочно отвезли в Смоленск, там ей сделали девять операций. Но на лице все равно остались глубокие шрамы. Вера сначала очень переживала, а потом сказала сама себе: «Живут и хуже». Полгода она еще оставалась в Кочанах, потом снова обратилась с просьбой к своим опекунам, чтобы те ее отправили в Париж. И они наконец-то согласились.

Там Эмиль Антуан Бурдель стал учителем Веры. В учебе девушка была очень упорной и старательной. Если ей указывали на ошибки, она разбивала свою работу и начинала все с нуля.

Во Франции Вера жила в пансионате мадам Жан, на бульваре Распай, где селились в основном русские студенты. Там она познакомилась с Александром Вертеповым – эсером, который в 1905 году застрелил в центре Пятигорска жандармского генерала, а потом бежал за границу. Он тоже занимался в студии Бурделя. Вера полагала, что ее никто никогда не сможет полюбить. Но Александр влюбился, только стеснялся признаться ей в этом. Весной 1914 года Вера с подругами уехала в Италию, а вернувшись в Москву, узнала о начале Мировой войны. Она отправилась на курсы медсестер и через два месяца устроилась на работу в госпиталь, а Вертепов ушел добровольцем во французскую армию. Вскоре ей пришло письмо от товарища Александра, где сообщалось, что Вертепов погиб: в траншею попал снаряд, всех солдат закопали в общей могиле. Уже намного позже Вера слепила глиняную статую в честь Вертепова – «Пьета», изображающую девушку в косынке медсестры, оплакивающую солдата.

Однажды в госпиталь привезли молодого доктора Алексея Замкова. У него был тиф, но Вера выходила его. Девушка влюбилась в Алексея, который вскоре стал главным врачом госпиталя. Он ответил ей взаимностью, и летом 1918 года они обвенчались. В 1920 году у них родился сын Всеволод, которому в четыре года поставили диагноз «туберкулез». Врачи лечить мальчика отказались, поэтому Замков решил сам сделать сыну операцию. Всеволод выжил, но пять лет провел в инвалидном кресле.

Когда в стране начался голод, паек для интеллигенции сократился до 300 граммов хлеба в день. Замков уехал в родную деревню под Клином – в Борисово, где лечил крестьян. Те с ним расплачивались продуктами – картошкой и молоком, которые Алексей отвозил потом Вере.

Когда новая власть решила установить памятник борцам с самодержавием, Вера Мухина предложила свой проект, который утвердили. Но в мастерской, где работала Вера, не было отопления, поэтому статуя рассыпалась на куски.

Во времена НЭП она занялась разработкой платьев для народа. Вышивка «петушиный узор», которую придумала девушка, получила признание в Европе. А на Всемирной выставке в Париже Вера Мухина за свою коллекцию получила гран-при.

Одна из первых работ Мухиной – «Юлия», которую Вера вырезала из ствола липы. Статуя «Крестьянка» получила первую премию на выставке к 10-летию Октября. Затем Вера вела занятия по лепке в Кустарно-художественном техникуме.

Вскоре случилось знаменательное событие: муж Веры изобрел новый лекарственный препарат «Гравидан», полученный из мочи женщин, находящихся на разных стадиях беременности. Он стал первым в мире гормональным лекарством. У доктора появились новые пациенты – важные персоны: Молотов, Калинин, Горький. Но кому-то из них после лечения стало хуже, газеты начали писать о докторе, который обманывает людей. В 1930 году Замкова выслали в Воронеж, жена поехала с ним. Через два года доктора вернули и назначили главой созданного НИИ по изучению «Гравидана».

Новый статус мужа позволил Мухиной участвовать в конкурсе на памятник для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. По замыслу автора проекта Бориса Иофана, хозяев советской земли (рабочих и колхозников) должны олицетворять юноша и девушка. Пара должна держать в руках символ Страны Советов – серп и молот. Вера Мухина выиграла конкурс. Она представила полуметровую гипсовую модель. Членов комиссии смутил тот факт, что Мухина собиралась сделать скульптуру из стальных листов, а этого раньше не делал никто.

Статую делали на протяжении двух месяцев на заводе Института машиностроения, затем ее разобрали и отправили в Париж (в 28 вагонах). Железный каркас весил 60 тонн, а стальные листы – 12 тонн. Примечателен тот факт, что кто-то написал: в складках юбки скульптурной девушки якобы просматривается лицо самого Троцкого. С проверкой приехали Молотов и Ворошилов, но ничего подобного не обнаружили и дали свое «добро».

В Париже статую приняли хорошо. Ромен Роллан писал: «На берегу Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству». В Москве, когда статую выгружали из вагонов, она была повреждена. Но ее починили и в 1939 году установили на ВДНХ. Вера Мухина получила первую Сталинскую премию (всего у нее их было пять). Но, вопреки замыслу автора, 25-метровую статую установили на низком десятиметровом пьедестале. Из-за чего запланированное ощущение полета не создавалось. Лишь в 2009 году, после ремонта, памятник установили на пьедестале высотой 34 метра.

В 1938 году институт Замкова был закрыт, запасы его лекарства уничтожены. Затем у него случился инфаркт, и Вера снова выхаживала своего любимого мужа. Работу пришлось забросить, хотя ей поступили заказы: памятник Горькому, монумент челюскинцам и даже памятник Сталину. Однажды Вера сказала: «Пусть товарищ Сталин приезжает ко мне в мастерскую». Вскоре проекты Мухиной были заморожены.

Затем Вера работала на заводе при Институте стекла в Ленинграде, делала графины, бокалы и даже статуи из стекла. Кстати, пол-литровая пивная кружка была изготовлена по ее эскизу.

Первые скульптуры военного периода изображали деятелей культуры, в том числе балерину Галину Уланову. В то время, когда немцы подошли к Москве, Мухину отправили в Каменск-Уральский. Позже она вернулась в столицу. Но когда увидела мужа, то была потрясена: за полгода он стал похож на высохшего старика. Замков работал в поликлинике, собираясь на работу, он сказал: «Я успею спасти еще кому-то жизнь». На следующий день он умер от инфаркта.

Памятником мужу стала неоконченная скульптура Веры «Возвращение» – застывшая в оцепенении женщина, к ногам которой прильнул безногий инвалид. Мухина работала над гипсовой скульптурой три дня, но потом разбила ее на куски. Остался лишь восковой эскиз.

В послевоенные годы Вера Мухина работала над портретами генералов и простых солдат, создала памятники Чайковскому (установлен у консерватории) и Горькому (установлен у Белорусского вокзала). Еще одна работа – «Мир» –была сделана для купола планетария в возрожденном из руин Сталинграде.

Последние месяцы жизни Мухина провела в Кремлевской больнице. Врачи запретили ей работать, но она все-таки сделала свой последний шедевр – маленького стеклянного летящего амура.

6 октября 1953 года Вера Игнатьевна умерла. В честь нее названы улицы, пароходы и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище – известная всем «Муха».

При подготовке материала были использованы работы старшего научного сотрудника Рославльского историко-художественного музея Н. Корнеенко, а также книги П. Суздалева «Вера Игнатьевна Мухина» (М., 1981 г.), Н. Воронова «Рассказ о великом скульпторе. В. Мухина», О. Иванова, Г. Огонова «Образ эпохи. Жизнь и подвиг Веры Мухиной» (Советская культура, 1986 г.).

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу