Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История Преданья старины глубокой,

Николай Рерих. «Святой Меркурий Смоленский». 1918 г.

или Смоленщина легендарная

Легенды и предания – часть устного народного творчества. Они хранятся веками, передаваясь из поколения в поколение, изменяясь в деталях, но их суть остается постоянной. Ученые признают, что некоторые легенды и предания, дошедшие до нас, можно рассматривать как своего рода источник документальных сведений. Эти устные рассказы могут дополнить наши знания об истории.

На Руси существовали легенды и предания, которые имели хождение во многих регионах страны. Они воплощались в сказках и былинах, некоторые из них дошли до наших дней. На первоначальном этапе появления легенды были языческими. Они рассказывали о древнеславянских богах и о русалках, леших, домовых, водяных. Предания, появившиеся после принятия христианства, уже более приближены к народной жизни, говорят о происхождении названий географических объектов. Например, существует интересная легенда о возникновении реки Дон. В Тульс-кой области есть Иван-озеро. Будто бы были у этого озера два сына: реки Шат и Дон. Шат был глуп, поэтому вырвался из родного дома, не набрав силы. Он не смог уйти далеко, растекся по окрестностям. А Дон отличался тихим нравом, был умен и послушен. Он вовремя, с отцовским благословением отправился искать самостоятельной жизни и сумел пройти в далекие края, где воды реки текут до сих пор.
Одна из дошедших до нас легенд рассказывает о Царском колодце, что неподалеку от Переславля-Залесского. Такое название получил новосельский ключ после того как Екатерина II побывала у этого родника и попробовала воду из него. Вода ей очень понравилась, и она даже приказала наполнить ею несколько бочек в дорогу.
По преданию, Рязань обязана своим названием местности, в которой заложили город. Она получила название от слова «ряса» (лощина, болотистое место, где вода держится долгое время). Таких ряс очень много было в той местности, где появился город. А вот Арзамас будто бы получил название от имен двух мордовских князей – Арза (Эрза) и Маса, которые жили на том месте, где впоследствии был построен город.
Среди преданий, бытовавших на Смоленщине, значительное место занимают демонологические. Они рассказывают о домовых, повествуют о лесовиках и лесовихах, русалках. Эти легенды сходны по содержанию с общероссийскими, в них действуют аналогичные персонажи. Но в нашей области сохранились легенды и предания о том, откуда произошли названия населенных пунктов, об исторических событиях, о защитниках и заступниках Смоленска, о кладах и разбойниках. Они более конкретны, чем демонологические, говорят о значительных событиях в жизни нашего края, повествуют об истории происхождения местных названий, о правителях государства, побывавших в разные времена на Смоленщине.
Рассказы о заступниках занимают значительное место среди дошедших до нас преданий. Во всех них доминирует мотив удивительного избавления от врагов. Примером может послужить предание о Меркурии Смоленском. Оно гласит, что жил в Смоленске юноша Меркурий. Он славился своей добродетельностью, постоянно ходил молиться в Петропавловскую церковь, которая находилась в посаде за Днепром. В то время хан Батый уже захватил часть русских земель и подбирался к стенам Смоленска. Люди усердно молились о спасении. И вот однажды пономарю Печерского монастыря явилась пречистая Богородица и велела ему разыскать Меркурия. Пономарь сделал это, и когда Меркурий пришел в Печерскую церковь, то перед его глазами предстала Богородица, держащая Христа на руках. Меркурий пал на колени. Богородица разрешила ему встать и благословила на правое дело. Она предрекла Меркурию, что после победы над Батыем к нему придет воин и отсечет голову. Так все и случилось. Блаженный Меркурий вернулся в Смоленск, держа в одной руке голову. По преданию, он обезглавленным добрался до Молоховских ворот, где и закончил свой путь. Архиепископ, прибывший к воротам, хотел похоронить Меркурия, но к телу не удалось подойти. Это вызвало недоумение у священника и собравшегося народа. На следующую ночь архиепископу был голос, который просил не скорбеть над Меркурием. Вскоре священник увидел, как из церкви вышла Богородица, взяла в полу одежды тело Меркурия и перенесла его в соборную церковь.
Много преданий сохранилось на Смоленщине об известных исторических лицах, посещавших наши края. Несколько рассказов повествуют нам о том, как в нашей области побывал Петр I. Например, сохранилось предание о том, как царь посетил Рославльский уезд. В пору войны со шведами Петр проходил с войсками по уезду, рядом с границей с Могилёвской губернией. Ему требовалось устроить смотр войск, а поля для этого не было. Тогда по приказу царя и был вырублен большой участок леса – Петрополье (Петрово поле). Другое предание говорит о встрече Петра с кузнецом. Однажды царь приехал в Гжатск (современный Гагарин) и решил пройтись по городу. По дороге встретилась ему беременная женщина, которой он помог отнести обед мужу – кузнецу. Оказалось, что тот воевал в войне со шведами и будто даже царя видел. Он рассказал Петру, как храбро сражался. На следующий день царь позвал к себе этого мужика и назначил его главным кузнецом города, дал денег, чтобы тот купил себе коня и обзавелся домашним хозяйством.
Еще одна легенда рассказывает, как Петр I проезжал через одно из сел Смоленщины. Село ему понравилось, но больше всего он был впечатлен красотой местных девушек. Царь отдал приказ, чтоб для служения при дворе отобрали нескольких девиц. Селянок Петр назвал красными, то есть красивыми, а село позже нарекли Красным. Сохранилось предание, что будто бы Петр I заложил основание церкви у деревни Песочни, что располагалась неподалеку от Ельни. Царь проезжал мимо того места, где теперь стоит церковь, а раньше был лишь крест с образом и рядом криница. Вдруг все лошади ослепли и не могли продолжать путь. Тогда Петр и его свита слезли с лошадей и усердно молились у креста, а потом промыли глаза лошадям водой из источника. И случилось чудо: к лошадям вернулось зрение. После этого царь и его воины будто бы сами срубили на этом месте часовню. Позже на ее месте возвели церковь, которую освятили в честь святых Фрола и Лавра, которые считаются покровителями лошадей.
Бывала на Смоленщине и Екатерина II. Одно из преданий гласит, что императрица проезжала через одну из смоленских деревень, которая славилась мастерами, изготавливавшими бочки, самопрялки, игрушки. Делали мастеровые и расписные дуги. Они и попались на глаза Екатерине. Она восхитилась их красотой и повелела селение назвать Дугино. С подачи императрицы получила название и еще одна смоленская деревня: Беседка. Императрица проезжала мимо деревни и увидела витиевато украшенную беседку, решила осмотреть ее. Хозяин винного завода, который соорудил беседку, угостил Екатерину рябиновой настойкой. Императрица осталась довольна приемом.
Большой пласт преданий и легенд Смоленской области занимают рассказы о происхождении местных названий. Например, деревня Сидорки будто бы названа по имени набожного человека Сидора. По легенде, на краю деревне ему явился лик иконы Одигитрии Смоленской. В ознаменование этого события он построил часовню без единого гвоздя. О происхождении поселка Вадино есть две версии. По первой, раньше на его территории было много клюквы, которую называли вадинской (водинской) ягодой, потому что она росла на кочках, которые были в воде. Вторая версия говорит о том, что жил в соседней деревне помещик, который построил железную дорогу Дурово – Владимирский тупик. Станции дороги он решил назвать именами сыновей, одного из которых звали Вадим.
Деревня Клушино сначала называлась Галкино, потому что в лесу, что неподалеку, водилось много галок. Потом ее переименовали по имени некоего Клуша, который долгое время владел деревней.
Печальная легенда существует об именовании реки Чернушки. На ее берегу жил Фрол, у него была красавица-дочь, волосы которой были черными словно смоль. Ее полюбил сын священника из соседней деревни. Три раза он засылал к ней сватов, а она все не соглашалась выйти замуж. И вот однажды юноша украл девицу, увез ее берегом реки. Она попросила умыться в реке, и парень отпустил невесту. Девушка бросилась в реку. С тех пор реку стали звать Чернушкой – в честь темноволосой красавицы.
На Смоленщине бытовали предания и о богатырях, защищавших землю от татар. Например, сохранилось предание о том, как Кудеяр, Меркурий и Муромец победили войска хана Ахмата. Будто бы это произошло близ села Семлёва, что в Вяземском районе. Богатыри одолели несметные полчища врагов и засыпали их землей. На том месте сохранились курганы, который прозвали половецкими.
Сохранились предания и о времени, когда Смоленск находился под властью литовцев, и о войне с Наполеоном. Например, около деревни Борщовки существует место, которое раньше именовали французскими горами. В лесу, что возле этой деревни, остановился отряд французов, бежавших из Москвы. Их застигли врасплох русские партизаны, которые победили в схватке. Французов похоронили в одной могиле, которую засыпали большим количеством земли, и эти курганы стали называть французскими горами.

 

При подготовке материала были использованы книги: «Народное творчество Смоленщины» Я. Кошелева, 1997 г.,«Предания русского народа» И. Кузнецова, 2008 г.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу