Панорама Заднепровья. 70-е годы XX века

Из истории смоленской фотографии

Об истории развития фотодела в Смоленске «Смоленской неделе» рассказал председатель Смоленской областной организации Союза фотохудожников России Игорь Чернов.

Первые фотоателье появились в Смоленске еще в середине XIX века. В то время сделать фотографию было очень дорогим удовольствием, и фотоателье создавались для определенных слоев общества обеспеченными людьми. Как правило, в ателье работали наемные фотографы. На фотоснимках в то время печатали имя владельца фотоателье, имена фотографов зачастую оставались неизвестными. Широкое распространение в то время получила помимо профессиональной и любительская фотосъемка. Однако фотооборудование стоило дорого, и занимались любительской фотосъемкой исключительно состоятельные люди.
Несмотря на примитивность аппаратуры качество фотографий было высоким. Многие снимки того времени имеют хорошую художественную композицию, качественно поставленный свет, определенную расстановку фотографических акцентов в кадре. До нас дошли достаточно разнообразные по жанрам снимки: семейный и индивидуальный портреты, съемки природы, фотографии усадебного и городского быта, виды губернских городов.
С приходом советской власти частные фотоателье прекратили свое существование, собственность их владельцев национализировали, а на смену частникам пришли государственные учреждения. Авторская фотосъемка в то время продолжала свое существование, но в основном была поставлена на службу интересам коммунистического строительства.
С конца 30-х и до начала 60-х годов XX века говорить о развитии фотографии как искусства достаточно сложно. Жесткая цензура ограничивала творчество фотохудожников той эпохи.
Например, панорамные съемки с верхних точек, съемки вокзалов или запечатление неприглядных сторон жизни – все это могло повлечь обвинения в шпионаже, в антисоветской деятельности и привести фотографа «в места не столь отдаленные».
Отдельным периодом можно назвать годы Великой Отечественной войны. Съемки с фронта отличались большой свободой самовыражения. Эти непростые для страны годы подарили миру творчество многих замечательных фотографов. Один из них – Василий Аркашев, автор знаменитых снимков Соловьёвой переправы, отступления по Смоленской дороге, освобождения Смоленска и других эпизодов войны.
После войны творческая фотография практически не развивалась. Причинами этого служили разруха, бедность и жесточайшая цензура.
Второе рождение фотография в Смоленске получила в конце 50-х годов XX века. С 1956 года возобновилось издание журнала «Советское фото», стали появляться неофициальные фотоклубы, и началось активное развитие фотолюбительства.
В 1962 году в смоленском кинотеатре «Октябрь» прошла первая областная выставка фотолюбителей. В экспозицию попали 170 фотоснимков.
С начала 60-х годов на всей территории СССР активно работали фотоклубы, взаимодействующие друг с другом. При помощи журнала «Советское фото» организации из разных уголков страны могли показать себя на страницах общесоюзного издания. Происходил обмен опытом, что ускоряло творческий рост каждого фотохудожника. Частым явлением был приезд в Смоленск известных фотографов того времени, проводивших занятия по фотоискусству. И сами смоляне довольно часто выезжали в другие регионы – для участия в фотовыставках и общения с коллегами. Большую роль в развитии смоленских мастеров сыграла Прибалтийская школа фотохудожников – в то время одна из самых сильных и известных в СССР. Довольно часто смоленские фотографы сами ездили для получения новых знаний и опыта в Прибалтику. Билет стоил недорого; практически каждый мог себе это позволить.
Большую роль в развитии фотоклубного движения в Смоленске сыграл фотограф литовского происхождения Айвар Лиепиньш. Именно по его инициативе в 1968 году был организован первый официальный фотоклуб в Смоленске. Мастер отличался сильным характером, упорством и принципиальным подходом к делу. Многие известные фотографы Смоленска прошли в его школу, и каждого он приучал к порядку и дисциплине, профессиональному подходу к фотографии.
В 1975 году в Смоленске прошла первая областная фотовыставка членов фотоклуба Айвара Лиепиньша. Впервые для проведения фотовыставки использовался выставочный зал на улице Конёнкова, впоследствии ставший постоянным местом демонстрации работ смоленских фотографов.
В 1978 году в фотоклубе наметился раскол, и часть его членов ушла, создав свое объединение под названием «Творческая группа «Миг». Разделение фотохудожников было достаточно предсказуемым явлением. Айвар Лиепиньш был приверженцем идей соцреализма в искусстве, и основные сюжеты его фотографий достаточно традиционны.
В тоже время появлялись фотохудожники, желавшие работать в других жанрах, до этого не практиковавшихся. Ослабление цензуры и влияние зарубежных изданий (особое влияние оказал чешский журнал «Фоторевю», издававшийся на русском языке и знакомивший читателей с работами фотографов Европы) привело к появлению новых жанров. В фотографиях того времени появляются остросоциальные темы, реальные картины советской жизни, формальные и абстрактные композиции, обнаженная натура. Новаторы и стали основой творческой группы «Миг», которой руководил Валерий Ковалёв. Особенностью новой организации был упор на творческую работу, а не на обучение азам фотографии.
В творческой группе изначально было менее десятка фотографов. Но в 1980 году, после объявления в газете о наборе в группу, хлынул поток молодежи. Даже не будучи профессиональными фотографами многие нашли себя в творческой фотографии и со временем стали известными фотохудожниками в Смоленске и стране.
К началу 90-х годов фотоклубное движение пришло в упадок, и на его фундаменте в 1991 году был образован Союз фотохудожников России. Организация под председательством Валерия Ковалёва появилось и в Смоленской области. В том же году в Смоленске прошла I Всероссийская фотовыставка «Россия-91». В выставочном зале на улице Конёнкова собрались практически все известные российские фотографы того времени, представившие в Смоленске работы не только российского, но и мирового уровня. Происходило живое общение, обмен мнениями и опытом.
В 1992–1993 годах в России проводились международные фотографические встречи «Фотографы за возрождение культуры», в которых участвовали американские, французские, скандинавские и российские фотографы, а также представители зарубежных фотогалерей. Столкновение мнений, обсуждение мировых тенденций, заключение договоров на проведение выставок и многое другое происходило во время этих мероприятий. Свою лепту внесли и фотохудожники нашего региона, получив взамен неоценимые знания.
После этого в 1994 году в Смоленске прошел первый фотофестиваль международного уровня. В нем приняли участие фотографы Смоленской области, фотохудожники города-побратима Хагена и два фотографа с мировым именем из США – Марта Казанав и Синди Эвинг. Успешное проведение этой выставки стало предпосылкой к проведению в Смоленске других мероприятий международного уровня.
В 1995 году в связи с болезнью Валерия Ковалёва Смоленскую организацию СФР возглавил Игорь Чернов. В 1995 году в Смоленске прошел IV Международный женский фотофестиваль, который раньше проводился в Рязани. Он собрал порядка 80 известнейших фотографов-женщин со всего мира. В 1997 году прошел V Международный женский фотофестиваль, что закрепило за Смоленском звание одного из российских центров фотографической культуры. В 1998 году в Смоленске прошел фестиваль под названием «Смоленские фотоканикулы». Он проходил одновременно на четырех площадках: Всероссийская выставка проходила в Драмтеатре, в выставочном зале на улице Конёнкова проводили выставку современной американской фотографии и классиков французской фотографии, во флигеле Художественной галереи проходила выставка белорусских фотографов. Четвертой площадкой стала выставка российских гончаров «Смоленская толока» возле Центра культуры. Была построена настоящая печь для обжига, и каждый желающий мог самостоятельно поработать с глиной. Симбиоз фотоискусства и искусства других направлений позволил обогатить программу и привлечь новых зрителей.
Последний фестиваль международного уровня в Смоленске прошел в 2001 году. С того времени у фотохудожников не было возможности проводить мероприятия подобного уровня. Тем не менее Смоленская организация Союза фотохудожников России регулярно проводит областные выставки работ профессиональной и любительской фотографии. Кроме того, ежегодно проходят выставки молодых фотографов из молодежного творческого объединения при смоленской организации Союза фотохудожников России: «Опыты», «Русский лес», «Тени», «Лица» «Плоть» и другие.
Сейчас в Смоленске идет напротив Драматического театра строительство нового выставочного зала. Свою работу он начнет в начале 2013 года. Новый выставочный зал, а это почти 2 000 квадратных метров рабочего пространства, позволит разместить большое количество работ и даст возможность опять проводить в Смоленске всероссийские и международные фотовыставки.
Сейчас Смоленская организация Союза фотохудожников России готовит несколько выставок молодых фотографов. Кроме того, смоленские фотографы готовят к выпуску художественный фотоальбом о Смоленске, посвященный юбилею города.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу