Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История Роман с мультипликацией

Роман Качанов

Несколько слов о классике жанра

Роман Качанов – один из основателей российской кукольной мультипликации. Он родился в Смоленске. Зрители помнят его мультфильмы «Варежка», «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк», «Тайна третьей планеты». Как режиссер, автор сценариев и художник Качанов участвовал в создании 60 анимационных фильмов. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о судьбе и творчестве нашего земляка.

Роман Качанов родился 25 февраля 1921 года в Смоленске. Отца звали Абель Менделевич Качанов, он был сапожником. Мать – Хая Яковлевна Качанова – умерла, когда мальчику было 11 лет. У Романа была старшая сестра Мария.
В 1938 году Роман Качанов окончил художественную школу в Смоленске. В 1939 года его призвали в армию – в летное училище в Красноярске, где он учился летать на истребителях, был стрелком-радистом (вторым пилотом). В 1940 году случился неприятный инцидент: Качанов получил тяжелое ранение из-за аварии самолета и попал в госпиталь. Вызвали отца и сестру. С тех пор они больше не виделись: во время немецкой оккупации родные погибли в Смоленске.
В 1941 году Качанов поступил в Московский институт инженеров транспорта. Он был призван в воздушно-десантные войска – на военный аэродром Чкаловский под Москвой, где до 1945 года служил на должности инструктора парашютно-десантной службы.
В 1946 Роман Качанов перевелся на службу на киностудию Министерства обороны в Болшеве. В этом же году он окончил курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». С 1947-го по 1957 годы работал художником-мультипликатором и ассистентом у режиссеров Дмитрия Бабиченко, Валентины и Зинаиды Брумберг, Льва Атаманова, Ивана Иванова-Вано.
В 1958 году состоялся режиссерский дебют Качанова –фильм «Старик и журавль», в 1959 году – «Влюбленное облако». Эти две картины были сняты совместно с А. Карановичем. До 1975 года Качанов работал режиссером в объединении кукольных фильмов киностудии «Союзмультфильм».
В 1960 году он снял мультфильм «Машенька и медведь». Роман Качанов о своей работе говорил: «Это было в годы войны. Нам показали американский фильм, в котором рассказывалось о преимуществах автопилота перед ручным управлением. В фильм была вкраплена мультипликация. В голове сидящего за штурвалом летчика вдруг возникает дымящаяся на сковородке яичница. Самолет начинает вилять, но вот яичница пропадает, и самолет снова летит ровно. Затем в воображении пилота возникает образ переодевающейся девушки. Самолет начинает петлять все сильнее и сильнее и врезается в гору. Эта наивная мультипликация повергла меня в изумление. Я подумал, как замечательно было бы, если бы я смог оживить собственные рисунки и шаржи… Есть две важные проблемы, которые встают передо мной, когда я принимаюсь за постановку фильма. Это проблема сказки и проблема смешного. Меня привлекает в сказке не феерия и не превращения, а обыденное, узнаваемое. И юмор. Он обязателен в каждом мультфильме, независимо от его содержания. Смешное я ищу в серьезном…».
Роман Качанов также был художественным руководителем альманаха «Веселая карусель». У него работали Анатолий Петров, Геннадий Сокольский, Леонид Носырев, Валерий Угаров и Галина Баринова. Первый выпуск телевизионного сатирического журнала «Фитиль» вышел на экран 4 июня 1962 года. «Фитиль» был представлен документальными, игровыми и мультипликационными фильмами. Постановку поручали режиссерам, операторам, художникам. Среди них был Роман Качанов, а также мультипликаторы Федор Хитрук, Сергей Алимов, Виктор Арсентьев, режиссеры Лев Кулиджанов, Леонид Гайдай, Владимир Фетин, драматурги Сергей Званцев, Михаил Жванецкий, Евгений Агранович, Григорий Горин.
В 1967 году Роман Качанов создал мультипликационный фильм «Варежка» –первый в СССР кукольный мультфильм, ставший классикой мировой мультипликации ХХ века, как и другие его работы: «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк». Спустя годы Чебурашке были установлены бронзовые памятники. Один, изображающий Чебурашку, крокодила Гену и Шапокляк, установлен в подмосковном Раменском, другой – в Хабаровске. Чебурашка стал талисманом олимпийской сборной России.
«Тайна третьей планеты» – полнометражный мультипликационный фильм по мотивам повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы». Мультфильм показали за рубежом. В США Алису озвучивала Кирстен Данст, а Говоруна – Джеймс Белуши.
Художник-постановщик «Союзмультфильма» Леонид Шварцман вспоминает: «Рождение Чебурашки в мультипликации состоялось во многом благодаря счастливому случаю. Роман Качанов… зашел как-то в гости к Аджубеям… Увидел, что дети с любопытством читают какую-то книжечку. Попросил посмотреть, заинтересовался. Потом выпросил книжку, принес мне и сказал: «Давай будем делать мультфильм». Это было в 1968-м… Мы познакомились с Успенским, он написал вместе с Ромой сценарий для первого мультфильма чебурашкиной серии. Так это все и начиналось...».
Советский и российский художник-мультипликатор, режиссер анимационного кино Юрий Норштейн так отзывался о Романе Качанове: «Его фильмы «Варежка», «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк» – шедевры мировой анимации. И я могу спокойно назвать его своим учителем. Это человек бесконечной доброты, такта, безупречно владеющий игровыми деталями. Через его «руки» прошли многие наши мультипликаторы. Не погрешу, сказав, что Роман Качанов создал свою школу движения в кукольной анимации. Думаю, что без него я вряд ли стал бы режиссером».
Киновед Сергей Капков писал: «Качанов знал какие-то тайны профессии, доступные только избранным. Бывший боксер, внешне грузный, «глыбоватый» человек с выдающейся челюстью, он был тонким знатоком детской души и ювелиром в своем деле. Качанова называли великим наставником, но, к сожалению, он не успел заняться преподаванием вплотную. Зато те, кто учился у мастера непосредственно за мультстанком, – сегодня лучшие в кукольной анимации».
Несколько лет Качанов был преподавателем на курсах мультипликаторов. Он создал отделение подготовки режиссеров и аниматоров на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В 1981 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Художник и режиссер «Союзмультфильма» Евгений Мигунов вспоминал о Романе Качанове: «Весьма посредственный мультипликатор и лентяй, с трудом справлявшийся с заданиями. Сориентировавшись, стал ассистентом режиссера… Умел общаться с людьми. В особенности с теми, у кого было чувство юмора. И авторитет. Анекдотист и юморист в жизни, понимал и оценивал смешные случаи и довольно весело умел рассказать о них… Период его становления и утверждения проходил при моем отсутствии… Несколько интеллектуально ограниченный, но земной и сообразительный, наблюдательный и восприимчивый, он был очень правильным критиком продукции своих сотоварищей. Это помогло ему стать режиссером на базе, подготовленной другими энтузиастами-новаторами. Учитывая их промахи и несовершенства, он уверенно занял нишу в той области анимации, куда не очень-то стремились попасть жаждущие триумфа… Он успешно утвердился в коллективе, сформированном и обученном первооткрывателями. Ему оставалось шлифовать то, что было вырублено предшественниками. Помог его становлению и талантливый Лёля Шварцман, вывозивший на своих плечах авторитета анимации Атаманова и других. Он внес очень большую долю труда и таланта, определив стилистику и обаятельность одной из первых (и лучшей) картин, полное авторство которой приписал Качанову, – «Варежка». Роман сам понял уникальность того, что им удалось создать на экране… Он с гордостью, и несколько «задаваясь», похвалился передо мной своим первым триумфом. Я согласился с его самооценкой и даже несколько позавидовал и подосадовал, что расстался с возможностью, которая у меня была (будь я поумнее и попредприимчивее). Отношения с ним у меня были дружеские, хотя с моей стороны несколько высокомерные. Что он впоследствии, став знаменитым, выправил… Он дружески называл меня «младшим братишкой» (разница в возрасте у нас была один день). Когда он получил (пожалуй, по заслугам) звание народного, я, позвонив ему с поздравлением, сказал, что теперь уж точно мне его не догнать.
Жизнь его сложилась трагически. И великий жизнелюб, и похабник (это было ему тоже присуще) покинул свою творческую стезю, где рождались и жили его моргающие и артикулирующие герои, логически не объяснимые и странным путем взгромоздившиеся на пьедестал славы».
Умер Роман Качанов 4 июля 1993 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
В 1967 году в Москве у Романа Качанова родился сын – Роман Качанов-младший. Жена – Гара Качанова, по образованию инженер-экономист. Она умерла в том же году, что и Роман Качанов: 17 марта 1993 года.
Роман Романович Качанов – российский актер, сценарист и кинорежиссер, работающий в жанре комедии. Он работал литературным секретарем писателя-фантаста Кира Булычёва. В 1989 году закончил ВГИК.
По его сценарию Иван Охлобыстин поставил в экспериментальной творческой лаборатории ВГИКа фильм «Чушь. Рассказ ни о чем». Первую свою картину «Не спрашивай меня ни о чем» Роман Качанов-младший начал снимать вместе с Иваном Бюрюковым в 1991 году.
Сотрудничество с Иваном Охлобыстиным продолжилось в комедиях «Урод» и «Максимилиан» (Качанов – режиссер, Охлобыстин – сценарист). Качанов написал сценарии к целому ряду анимационных фильмов, работал режиссером рекламных роликов. В 2000 году зрители увидели армейскую комедию «ДМБ», снова снятую в тандеме Качанова и Охлобыстина. Следующее их творение – «Даун хаус», в основе – роман Ф. Достоевского «Идиот».
В 2005 года состоялась премьера нового фильма Романа Качанова «Арье», рассказывающего о судьбе хирурга Арье из Израиля.
У мультипликатора Романа Качанова – четыре внучки, которых он, к сожалению, так и не увидел. В 1998 году его сын женился на актрисе Анне Букловской. От нее у Качанова-младшего две дочери – Полина и Александра Качановы. В 2003 году он с Анной Букловской развелся. Сейчас женат на актрисе Ангелине Черновой. У них двое детей – Гара и Дина Качановы.

Для подготовки материала были использованы библиографический ресурс «Чтобы помнили», интернет-ресурсы Miit.su, Kino-cccp.net, Rusactors.ru и другие.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу