Первая электростанция

Из истории смоленской энергетики

22 декабря работники энергетики отмечают свой профессиональный праздник – День энергетика, учрежденный указом президиума Верховного совета СССР от 23 мая 1966 года – в память о дне принятия Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Этот план, о котором Владимир Ленин сказал: «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» – был одобрен 22–29 декабря 1920 года на восьмом и утвержден годом позднее 23–28 декабря на девятом Всероссийском съезде Советов.

Рождение смоленской энергетики состоялось на два десятка лет раньше: 16 октября (4 октября по старому стилю) 1901 года состоялось пробное, а 17 октября (5 октября по старому стилю) – успешное включение Смоленской электростанции, положившей начало формированию смоленской энергосистемы.
Столь раннее развитие энергетики удивительно тем, что произошло оно в одной из самых отсталых в промышленном отношении губерний. К началу XX века удельная доля промышленности на Смоленщине была ничтожной. Наиболее крупным предприятием губернии являлась Ярцевская прядильно-ткацкая фабрика, на которой трудились около 5 тысяч человек, а всего в губернии с полуторамиллионным населением насчитывалось лишь 13 тысяч предприятий с количеством работников более 16 человек на каждом. В самом Смоленске существовали около 40 предприятий (не считая типографий), общее число рабочих на которых составляло 680 человек. Остальные горожане занимались ремеслом, огородничеством и мелкой торговлей. Самыми крупными из них были две махорочные фабрики, катушечная фабрика Гергарди (79 рабочих), два известковых, три изразцовых, четыре свечных, семь кожевенных и одиннадцать кирпичных заводов. Также в губернском центре работали водочный, маслобойный, мыловаренный и два пивоваренных завода, паровая мельница. Электроустановки, приводившиеся в действие паровыми машинами и использовавшиеся исключительно для освещения, существовали только на изразцовом заводе Будникова, у купца Хлудова на Ярцевской прядильно-ткацкой фабрике (с января 1898 года), на Смоленском пивоваренном заводе Ефременкова (с мая 1898 года) и на катушечной фабрике англичанина Гергарди (с июля 1898 года).
Однако вовсе не промышленные, а транспортные нужды подвигли Городскую думу на шаги по внедрению электричества в Смоленске. В конце 1898 года городские власти объявили о намерении построить в Смоленске «сеть уличных железных дорог с электрической тягой для перевозки пассажиров и грузов –подвижным составом и всеми необходимыми принадлежностями, а также электрическую станцию для освещения улиц, казенных, общественных и частных зданий, снабжения двигательною силой и разных других целей». Свои услуги в феврале 1899 года предложили две фирмы: располагавшееся в Риге русское электрическое общество «Унион» и германское общество «Шукерт и компаньоны» из Нюренберга. Специальная комиссия Городской думы рассмотрела оба проекта и отдала предпочтение более дешевому и технически совершенному предложению общества «Унион», с которым Смоленская городская управа заключила 4 июля (22 июня по старому стилю) договор. По условиям договора, кроме строительства электростанции и обустройства сети уличных железных дорог русское электрическое общество «Унион» обязалось за свой счет устроить уличное электрическое освещение, состоящее из 40 фонарей с вольтовой дугой силой света 1 500 свечей каждый и разместить их вдоль трамвайного пути. Кроме того, фирма пообещала для освещения установить в городских учреждениях 70 электролампочек по 16 свечей каждая. Оговаривалось, что освещение города будет бесплатным в течение 40 лет действия концессии, а также то, что «предприниматель обязан установить бесплатно еще столько дуговых фонарей для освещения улиц, сколько их может понадобиться» – правда, взимая с города плату за пользование каждым из них (по 90 рублей в год).
Для строительства электростанции город предоставил «Униону» участок земли на улице Армянской (ныне улица Соболева) – на набережной за крепостной стеной, между башней, где располагался архив окружного суда, и городской водокачкой. Работы по строительству электростанции начались в июле 1900-го и были завершены к осени 1901 года. Электростанция состояла из одноэтажного здания котельного отделения с 30-метровой кирпичной дымоходной трубой и машинного отделения, занимавшего двухэтажное кирпичное здание, в пристройке к которому располагались 276-элементные аккумуляторные батареи, служившие для стабилизации напряжения и выравнивания нагрузки.
Построенная электростанция была маломощной: ее оборудование состояло из паровых машин мощностью 190 и 260 лошадиных сил и генераторов постоянного тока на 460 и 700 вольт, общей мощностью 300 кВт. Электростанция выдавала в сеть напряжение 500–550 вольт по трехпроводной схеме, в которую дуговые лампы включались на напряжение 500 вольт, а лампы накаливания – на напряжение 250 вольт.
15 октября (3 октября по старому стилю) 1901 года Городская управа получила сообщение: «В четверг и пятницу (4 и 5 сего октября) на Троицком шоссе в 6 часов вечера будет производиться проба освещения четырьмя дуговыми фонарями продолжительного горения и четырьмя фонарями с нормальным числом часов горения. Доведя о сем до сведения Городской управы, честь имею покорнейше сообщить об этом членам городской электрической комиссии и пригласить таковых присутствовать при вышеупомянутом опыте освещения. Инженер Я. Самойлович».
Однако запланированное на 4 октября пробное включение освещения оказалось неудачным: фонари так и не загорелись из-за недостаточного напряжения в сети. На следующий день, 17 октября 1901 года (5 октября по старому стилю), попытка была повторена и стала успешной: в Смоленске зажглись первые восемь электрических фонарей уличного освещения.
Количество абонентов электростанции первоначально составляло 90 адресов, что объяснялось как малой мощностью электростанции, так и высокой стоимостью электричества: час горения лампы в 16 свечей стоил 2 копейки. В 1903 году число абонентов увеличилось до 95, в 1904 до 125, в 1905 году до 130 адресов. Эксплуатация электростанции оказалось выгодной: в 1904 году электрическое общество «Унион» выручило за продажу электроэнергии 22 тысячи рублей. Дополнительным преимуществом было то, что, по условиям договора, в течение 40 лет всем, кроме фирмы «Унион», запрещалось строить и эксплуатировать электростанции в Смоленске. К 1912 году число абонентов Смоленской электростанции достигло 510, а мощность электростанции увеличили до 355 кВт. Однако к широкому распространению электричества эти нововведения не привели: из-за использования постоянного тока низкого напряжения наибольшее расстояние между электростанцией и наиболее удаленным потребителем составляло около двух километров, а характеристики тока и напряжения существенно различались даже в течение суток. В 1912 году для уличного освещения использовались 34 лампы накаливания и 48 дуговых фонарей, но основное освещение обеспечивалось более дешевыми в эксплуатации 750 керосиновыми фонарями.
К концу 1916 года двигатели и генераторы износились, и электростанция находилась фактически в аварийном состоянии. Чтобы исправить положение, Городская управа в июле 1916 года досрочно выкупила за 500 тысяч рублей электростанцию, имевшую к тому времени уже 750 абонентов.
В годы революции и гражданской войны электростанция не только продолжала работать, но и увеличила свою мощность: к 1917 году до 380 кВт, к 1918 году до 418 кВт и к 1919 году до 478 кВт. Это стало возможным благодаря установке динамо-машин на двух лесопильных заводах и городском водопроводе. Одновременно были начаты работы по установке генератора постоянного тока 450–510 вольт мощностью 500 кВт, предназначавшегося для установки на электростанции в Двинске, но из-за немецкой оккупации задержанного в Смоленске. Работы по его установке были завершены в 1921 году, после чего мощность электростанции увеличилась до 978 кВт. В связи с большим количеством воинских частей и военных учреждений, размещавшихся в прифронтовом Смоленске, увеличивалось и число абонентов: с 765 в 1917 году до 1128 в 1918-м, 1 650 в 1919-м, 1 989 в 1920-ми 2 145 в 1921-м. Однако электростанция работала нестабильно: из-за топливного кризиса дать свет всему Смоленску было невозможно, приходилось поочередно выключать то верхнюю часть города, то Заднепровье, оставляя половину Смоленска без света на несколько часов или даже дней. Оборудование также было изношено, и на его ремонт, по состоянию на конец 1923 года, требовалось около 420 тысяч золотых рублей.
Одновременно строилась и восстанавливалась сеть уличного освещения: в 1922–1923 годах было построено 17 километров сети освещения, поставлены 1 000 столбов, а на провода израсходованы 700 пудов меди.
В 1925 году на городской электростанции был установлен новый, 600-сильный двигатель, однако положение энергетики в Смоленске оставалось сложным: мощность электростанции составляла 935 кВт при потребности города в 1 200 кВт электроэнергии. К тому же за два года были присоединены еще 692 новых потребителей; длина осветительной сети увеличилась до 92,62 км, а к 1926 году достигла 118 км.
Существовавшая электростанция не могла быть расширена, поэтому ее руководство поставило перед городской властью вопрос о строительстве новой электростанции мощностью не менее 6 МВт, работающей на торфе. В 1926 году специально созданная комиссия приступила к поиску площадки для ее строительства. Ее строительство началось летом 1930 года, а в 1933 году первый генератор новой электростанции мощностью 3 МВт дал электричество городу. В конце июня 1934 года Смоленский горсовет приобрел вторую такую же турбину для новой электростанции, начали работы по ее установке, а к 1939 мощность электростанции была доведена до 10 Мвт. В этот же период электрическую сеть города переоборудовали для питания переменным током.
К сожалению, все достижения довоенной энергетики Смоленщины были уничтожены в период Великой Отечественной войны: в первые дни войны оборудование Смоленской электростанции было демонтировано и эвакуировано, а само здание станции фашисты взорвали при отступлении. С этого момента начинается совсем другая история – история возрождения смоленской энергетики.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу