Чаплин в юбке

Памяти великой актрисы Надежды Румянцевой

Многие зрители помнят яркие роли прекрасной характерной актрисы Надежды Румянцевой в фильмах «Неподдающиеся», «Девчата», «Королева бензоколонки» и других популярнейших комедиях 50–80-х годов прошлого века. Сама Надежда Васильевна Румянцева, народная артистка России, наша землячка, говорила, что у нее не было бы таких актерских удач, если бы не настоящее женское везение. По ее словам, каждый день она слышала от мужа, что он влюблен в нее…

Надежда Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в селе Потапове Смоленской области. Отец будущей актрисы, Василий Румянцев, работал проводником поездов дальнего следования, мать была домохозяйкой. В 1931 году семья Румянцевых переехала жить в поселок Жаворонки под Москвой, в котором и прошло детство нашей землячки.
Семья Румянцевых не отличалась большим достатком. Надежда Румянцева позднее говорила: «Я по натуре не тот человек, который впадает в уныние из-за отсутствия привлекательных возможностей. Наверное, такой характер сложился в детстве, когда достатка в семье не было, и постоянно приходилось искать способы, чтобы просто-напросто выжить. Как ни странно, я всегда была старшей в доме: и брат, и мои родители часто обращались ко мне за советом. У меня достаточно аналитический ум, я очень энергична, и, если принимаю решение, нужно очень постараться, чтобы помешать мне его осуществить».
В 1947 году Надежда Румянцева окончила с золотой медалью школу. Еще в школе ее прозвали артисткой. Надежда всегда что-то придумывала, пела в хоре, занималась гимнастикой и просто проказничала. «Озоровала, чтобы зауважали сверстники», – говорила актриса.
При выборе института Надежда руководствовалась следующим принципом: найти такой вуз, в котором не надо было бы сдавать экзамены по физике, химии, математике. Поэтому она поступила в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского. Ее просто не могли не взять. На экзамене Надежда в соломенной шляпе прочитала монолог Фамусова – перед актером Вороновым, игравшим самого Фамусова. Шляпа летала по всей аудитории, приемная комиссия смеялась. Позднее Румянцева перевелась во Всесоюзный государственный институт кинематографии, где занималась в мастерской О. Пыжовой и Б. Бибикова.
К тому времени, когда Надежда Румянцева окончила ВГИК, она была уже сложившейся актрисой, много работала на сцене Центрального детского театра. В 1955 году Надежда Румянцева поступила на службу в Театр-студию киноактера.
Дебют Румянцевой в кинематографе состоялся в 1952 году – в фильме Н. Лебедева «Навстречу жизни». На съемках фильма она должна была прокатиться на моторной лодке. Румянцева солгала режиссеру, что умеет управлять лодкой, так как боялась, что ей не дадут роль. Эпизод снимали в октябре на Балтийском море. Лодка перевернулась, актриса упала в ледяную воду. Съемки фильма пришлось задержать на несколько дней, пока актриса была в больнице. Затем Румянцева снялась в фильмах «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Морской охотник».
Всесоюзная слава к Надежде Румянцевой пришла в 1959 году, после выхода фильма Юрия Чулюкина «Неподдающиеся», в котором она сыграла роль Нади Берестовой – ударницы труда, пытающейся перевоспитать двух лентяев и прогульщиков. В прокате 1959 года «Неподдающиеся» заняли десятое место, фильм посмотрели 31,83 млн зрителей. На Всесоюзном кинофестивале в Минске кинолента была удостоена одного из призов.
В 1961 году Чулюкин снял еще одну комедию с Надеждой Румянцевой в главной роли – «Девчата». Образ Тоси Кислицыной стал визитной карточкой актрисы, которую стали называть «Чаплин в юбке». Съемки «Девчат» вначале проходили на Северном Урале, а концовку фильма снимали в Ялте. Вместо снега сыпали соль, посадили около 300 деревьев и построили поселок с вывеской «Леспромхоз». Финальную сцену, в которой герои целуются под елью, пришлось играть при +30 градусах. Актеры правдоподобно терли носы варежками, топтали искусственный снег и «мерзли» в тулупах.
Претенденток на роль Тоси было достаточно, сыграть в одном фильме со звездой советского кинематографа Николаем Рыбниковым мечтали многие. Но руководитель проекта Михаил Ромм тогда заявил: «Играть будет эта «пичуга». Рыбникову и Румянцевой в «Девчатах» нужно было изображать чувство влюбленности, но в жизни они не выносили друг друга. Николай хотел сниматься в фильме вместе со своей женой, актрисой Аллой Ларионовой, поэтому заочно невзлюбил Румянцеву. Актриса вспоминала, что сначала на съемочную площадку приехал «не просто Коля, а суперзвезда». Он смотрел на Надежду свысока. Но она не смущалась и возражала: «Фильм «Девчата» –значит, главная роль у меня, и мужское лидерство не пройдет».
«Девчата» вышли на экран в 1962 году и побили рекорд «Неподдающихся»: они заняли пятое место в прокате, его посмотрели 34,8 млн зрителей. Фильм собрал призы различных фестивалей: в Эдинбурге (1961 год), Каннах (1962 год) и Мар-дель-Плате (1962 год), на котором Надежде Румянцевой вручили приз за лучшую женскую роль.
После успеха этой картины Надежду Румянцеву заметили и в Голливуде. Несколько американских режиссеров собирались пригласить ее в США – для участия в своих картинах. Румянцева вспоминала: «Я про эти приглашения ничего не знала, потому что мне о них не говорили. Оказывается, на них отвечали, что я очень занята».
В 1963 году Надежде Румянцевой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Ранее, в 1960 году, она также удостоилась звания лауреата Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии для актеров».
В 30 лет Надежда Румянцева сыграла наивную, звонкоголосую девчонку Людмилу Добрыйвечер в «Королеве бензоколонки». Первоначально Николай Литус предлагал эту роль эстонской актрисе Луйк. Но потом режиссер понял, что у этой красавицы полностью отсутствует чувство юмора. Проект был на грани закрытия. Тогда второй режиссер Алексей Мишурин предложил кандидатуру Надежды Румянцевой. При этом сюжет фильма пришлось переписать.
Надежда Румянцева продолжила сниматься и позднее, сыграв в фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Крепкий орешек».
В конце 60-х годов творческая карьера Румянцевой прервалась. Ее супруга, работавшего в Министерстве внешней торговли СССР, отправили на службу сначала в Египет, затем в Малайзию. Вместе с ним отправилась и Румянцева.
Уже после смерти Румянцевой ее супруг Вилли Хштоян говорил в одном из интервью: «Надя без сожаления ушла из кинематографа и стала жить моими интересами. За границей у нее была интересная и наполненная жизнь, и в роли «народного дипломата» она мне очень помогала. Она создавала условия, чтобы я мог вести деловые переговоры с нужными мне людьми. Что касается кинематографа... Она считала, что уже столько сделала в кино, что можно пожить для себя и своей семьи».
На съемочную площадку актриса вернулась в середине 70-х годов, сыграв в фильмах «Ау-у» (1975 год), «Несовершеннолетние» (1976 год), «Проданный смех» (1981 год), «Женатый холостяк» (1983 год), «Вольный ветер» (1983 год), «ЧП районного масштаба» (1988 год), «Стервятники на дорогах» (1990 год), «Чудная долина» (2003 год), «Нечаянная радость» (2004 год).
Надежда также много работала в мультипликации. Она озвучила Мартышку в мультфильме «38 попугаев», участвовала в русском дубляже иностранных мультфильмов «Утиные истории», «Ловушка для кошек», «Топо Джиджио».
Еще одной стороной творчества Румянцевой стал дубляж иностранных телесериалов и фильмов: «Рабыня Изаура», «Твин Пикс» (она озвучила все женские роли), «Джейн Эйр», «Как украсть миллион», «Анжелика и король». Она также говорила за Нину в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», за агента ЦРУ Мэри Стар, Фатиму в комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
В 1970-х годах Надежда работала на телевидении, была ведущей детской передачи «Будильник», участвовала в передаче «Моя семья».
По словам подруги Галины Пешковой, «Румянцева давно отошла от кинематографических дел, все время посвящала семье – мужу и дочери Карине. Человеком она была ответственным, удивительно пунктуальным, всегда держала слово. Но самое главное – она ко всему в жизни относилась позитивно! Рядом с ней хотелось радоваться жизни, и своей радостью, любовью к жизни она заражала каждого, кто общался с ней. Надя любила людей, точно подмечала все их особенности».
В 1991 году Надежде Румянцевой было присвоено звание народной артистки РСФСР. В 2006 году Надежда Васильевна снялась в последней в своей жизни телепрограмме «Линия жизни», вышедшей на канале «Культура».
В 1996 году преступники пытались ограбить квартиру Румянцевой. Грабителей задержал муж – Вилли Хштоян, который в молодости занимался единоборствами. Один из них успел нанести Надежде Васильевне удар по голове. У нее начались сильные боли, от которых она периодически теряла сознание.
Супруги переехали на Рублево-Успенское шоссе. Там Надежда Румянцева занималась цветоводством, не принимала участие в светской жизни, отказывалась давать интервью.
Эльдар Рязанов звал ее сниматься в «Небесах обетованных», но актриса отказалась: «Этот фильм не оставляет людям надежды». Надежда Румянцева всегда верила, что у людей должна быть надежда.
Надежда Румянцева скончалась в одной из московских клиник 8 апреля 2008 года, в возрасте 77 лет. Рядом с ней всю последнюю неделю находился ее муж Вилли Хштоян. Актрису похоронили 12 апреля 2008 года на Армянском кладбище в Москве. У нее осталась дочь Карина (приемная), внук Вилли.
В одном из интервью супруг Вилли Хштоян на воп-рос о том, почему Надежду Васильевну похоронили на Армянском кладбище, ответил: «Там похоронены мои родители. Когда мы поженились, Надя влилась в нашу семью и чувствовала себя в ней комфортно. Она научилась готовить армянские блюда... Я возвращаюсь с работы, а у меня холодильник полный. Ну как не любить такую жену? Мы оба считали, что любить – это значит создавать условия, чтобы любимый человек был счастлив».

 

При подготовке статьи были использованы Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия; книги Ф. Раззакова «Досье на звезд» и «Надежда Румянцева», «ЭКСМО-пресс», 1998 г.; а также ресурсы Rusactors.ru, Ria.ru, Bestpeopleofrussia.ru, Kino-teatr.ru, Nrumyanceva.ru.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу