Эксперты объяснили решение ЦБ вернуть «Росгосстраху» право продавать полисы ОСАГО

ЦБ восстановил действие лицензии «Росгосстраха» на предоставление ОСАГО. После встречи с представителями Банка России страховщик устранил нарушения порядка заключения договоров, говорится в сообщении ЦБ. Ограничения были связаны с тем, что компания не предоставляла законную скидку за безубыточность, необоснованно отказывала в заключении договора и навязывала дополнительные услуги. Теперь исправившийся «Росгосстрах», который занимает треть рынка, снова сможет выдавать полисы. Впрочем, тема ОСАГО остается одной из ключевых проблем страхового сектора. Один из способов ее решения, по мнению экспертов, должен стать масштабный переход к электронном полисам ОСАГО. Более того, правительство уже подготовило законопроект, упрощающий их оформление.

Ограничения в отношении лидера российского рынка ОСАГО действовали чуть менее двух недель — ЦБ ввел их приказом от 26 мая. С нарушениями компания справилась на удивление оперативно — на их исправление «Росгосстраху» давали полгода, однако компания в считанные дни представила документы о принятии комплекса мер по изменению порядка заключения и обслуживания договоров ОСАГО, в том числе в части полного информирования потребителей об их правах при покупке полиса. После чего, ограничения были сняты. Правда, ЦБ пообещал тщательно мониторить, использует ли компания новый порядок на практике.

Как отмечают эксперты, положительное решение по «Росгосстраху» было вполне ожидаемым. Компания контролирует треть соответствующего рынка России. С начала года страховщик заключил более 5,5 млн договоров, а за 2014 год — более 18 млн. В ряде регионов у автомобилистов нет выбора. «Росгосстрах» там — фактически единственная компания, которая предоставляет такие услуги. Его уход привел бы к масштабному дефициту, если не к полной ликвидации рынка.

Страховщики оправдываются тем, что на нарушения они идут вынужденно. Тарифы на ОСАГО до последнего повышения в октябре 2014 года на 23-30% и в апреле 2015 года — еще на 40% не менялись более десяти лет. Страховщики уже давно констатировали, что нарушения связаны с убыточностью этого вида страхования, так как по «автогражданке» они выходят в минус. Другими словами, они утверждают, что не дают или задерживают законную скидку за безубыточность и навязывают дополнительные услуги, чтобы сохранить рынок в целом.

У автовладельцев своя правда. После последнего повышения тарифов ОСАГО страхование автомобиля стало чересчур дорогим удовольствием. По оценке экспертов, для простых автолюбителей, особенно для молодых и не имеющих большого стажа вождения, принятие новых тарифов стоимость полиса ОСАГО может составить 20-25 тыс рублей. То есть, если ранее автолюбитель, покупая полис ОСАГО за 5-6 тыс рублей, выполнял «гражданский долг», а, приобретая КАСКО за 30 тыс рублей, защищал себя от угона или полной потери автомобиля при аварии.

Приобретая полис ОСАГО за 25 тыс рублей, не каждый может позволить себе купить дополнительно КАСКО в среднем за 50-60 тыс. А даже увеличенные выплаты по ОСАГО не перекроют стоимость угнанного автомобиля.

Участники рынка признают, что в ближайшие два-три года повышать тарифы на ОСАГО нельзя. Эксперты уверены, что реформ требует вся система страхования. Например, справиться с необходимостью роста тарифов на ОСАГО позволит развитие других страховых продуктов — страхование жизни (на Западе этот вид страхования является источником самых «длинных» инвестиционных денег), а также страхование жилья.

Существует другой выход из ситуации. Он подразумевает масштабный переход к электронном полисам ОСАГО. Его можно будет получить начиная с 1 июля. Кроме того, Минфин разработал законопроект, который исключает из списка документов, необходимых для осуществления электронной подписи, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). «Мы считаем, что для приобретения электронного полиса достаточно пин-кода и пароля, которые получает гражданин, и сайта страховой компании», — поясняет заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

Одновременно должна вестись работа со страховщиками. По словам первого зампреда Банка России Владимира Чистюхина, регулятор «поддерживал и продолжает поддерживать страховые компании», однако «есть работа с теми компаниями, которые ведут себя недобросовестно». Чистюхин пояснил, что есть компании, «которые не воспринимают наши слова серьезно».

Работа с ними по сути уже началась. В частности, 29 мая прошла закрытая встреча председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной с главами крупнейших страховых компаний. Совещание продлилось более двух часов. За это время были обсуждены все проблемные сегменты страхового рынка, но основная часть встречи, как и ожидалось, была посвящена обсуждению проблем ОСАГО и вопросу повышения тарифов (любобытно, что в начале июня мегарегулятор отозвал лицензии у 7 страховых компаний).

Также Банк России заявил, что предложит Российскому союзу автостраховщиков. По мнению ЦБ, «эта инициатива в совокупности с мерами, предпринимаемыми «Росгосстрахом», как крупнейшим страховщиком на рынке ОСАГО, позволит повысит удовлетворенность потребителей услугой и снизить напряженность в страховом сегменте в целом».

При возникновении проблем с заключением договоров ОСАГО или с урегулированием убытков в страховых организациях ЦБ рекомендует обращаться с жалобой в службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также