Технические сбои банков оборачиваются потерями для держателей карт

Неполадки в работе банкомата Сбербанка обернулись для клиента потерей 200 тыс. рублей — выданные с задержкой деньги достались случайному прохожему. Банк компенсировать утраченные средства отказался, а четкого алгоритма действий для клиента в таких ситуациях, позволяющего избежать потерь, не существует, пишет «Коммерсант».

Спор клиента со Сбербанком из-за выдачи денег неустановленному лицу в результате сбоя работы банкомата суд рассмотрит 23 октября.

Согласно исковому заявлению, клиент банка в мае пытался снять через банкомат 200 тыс. рублей. Устройство выдало чек с текстом «операция выполняется» и в то же время «запрос не может быть выполнен, если средства списаны и не могут быть возвращены в течение 24 часов, обратитесь в банк». Банкомат выдал чек и вернул карту, а клиент покинул банк. Однако, как выяснилось, уже через полторы минуты устройство выдало 200 тыс. рублей, которые забрал неизвестный.

Отвечая на претензии клиента, Сбербанк признал факт сбоя. Он сообщил, что исходно операция была отклонена на уровне процессинговой системы «по причине отсутствия связи с банком». Однако через полторы минуты, подтверждает Сбербанк, «операция была выполнена успешно». Банк указывает клиенту, что он сам забыл деньги в банкомате, которые и «были получены неустановленным лицом». Обосновывая отсутствие оснований для возврата, Сбербанк сослался на собственные правила, по которым для «корректного завершения процедуры снятия наличных необходимо получить деньги, карту и чек».

В банке газете уточнили: «Операция была санкционирована клиентом. Ошибок в информировании клиента банкоматом не было. По запросу правоохранительных органов банк предоставит всю имеющуюся информацию».

Как пояснил глава региональной общественной организации защиты прав потребителей «Форт-Юст» Валерий Самохин, который будет представлять интересы владельца карты в суде, человек был уверен, что средств не получит. «Банкомат сначала выдал на экране: «Трансакция выполняется», затем на экране появилось: «Запрос не может быть выполнен», банкомат вернул карту и напечатал чек. Очевидно, что в данной ситуации клиент не мог допустить, что деньги могут быть выданы», — уточнил он.

Сбои, когда банкомат может «зависнуть» в момент выдачи денег, не редкость, отмечают эксперты. Например, тот же Сбербанк в 2018 году сообщал о четырех крупных сбоях в работе, еще два произошли в конце 2017 года. Клиентам важно понимать, что такое может случиться с каждым. По словам экспертов, при попадании в подобную ситуацию необходимо оперативно звонить в банк. По мнению экспертов, хорошо было бы иметь четкие разъяснения регулятора в отношении подобных ситуаций, ведь именно он занимается защитой прав потребителей финансовых услуг. Но в ЦБ на запрос издания не ответили.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также