Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История «Солнце на спицах, синева над головой…»

Пенни-фартинг

Из истории велосипедного спорта на Смоленщине

Двухколесный велосипед с приводом на заднее колесо и колесами равного диаметра появился в 70-х годах XIX столетия – в результате совершенствования различных конструкций, существовавших ранее. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о легендах и заблуждениях, связанных с изобретением велосипеда, а также о том, как зарождался велосипедный спорт на Смоленщине.

Есть различные версии о том, кто изобрел первый велосипед. Изобретение двухколесного велосипеда с рулем и цепной передачей приписывают Леонардо да Винчи или его ученику Джакомо Капротти. Еще по одной версии, изобретателем данного средства передвижения стал русский кузнец Ефим Артамонов, живший на Урале. В 1800–1801 годах он построил двухколесный велосипед и назвал его самокатом. Этот самокат был сделан из железа и весил более 40 килограммов. Крепостной крестьянин Артамонов якобы совершил первый в мире велопробег из уральского села Верхотурья в Мос-кву. В путешествие его послал хозяин, который захотел удивить царя Александра I «диковинным самокатом». За изобретение велосипеда Артамонову и его семье даровали свободу от крепостной зависимости. Есть также версия, что «изобретатель Артамонов» – это на самом деле крепостной самоучка Е. Кузнецов-Жепинский, действительно получивший за свои изобретения вольную в 1801 году.
По другой версии, изобретателем первого велосипеда считается немецкий барон Карл фон Дрез. В 1817 году (по некоторым данным, в 1814-м) он собрал двухколесный самокат с деревянной рамой, без педалей – и назвал его «машина для хождения». В Великобритании машину Дреза называли «денди-хорз». В 1839–1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к конструкции велосипеда педали. В 1853 году француз Пьер Мишо запатентовал педальный привод, прикрепленный к переднему колесу. В велосипеде появились подпружиненное седло и тормоз. Модель называли «костотряс». В 1862 году Пьер Лалман, занимающийся изготовлением детских колясок, увидел «денди-хорз» и решил оснастить его педалями на переднем колесе. Он не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями. Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической. По некоторым сведениям, Мишо и придумал для устройства название «велосипед». Затем Лалман отправился в Америку, где в ноябре 1866-го запатентовал свое изобретение. Некоторые эксперты называют именно его фактическим изоб-ретателем велосипеда.
В 1867 году изобретатель Каупер разработал новую конструкцию колеса со спицами. 1870–1885 годы – это время велосипедов-«пау-ков» – с большим передним колесом. Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover – «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изоб-ретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885-го. Машина получила название «безопасный велосипед». В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». Первый складной велосипед был сделан в 1878 году, первые алюминиевые –в 1890-х годах. В середине 60-х годов XIX века велосипед получил широкое распространение в России.
В Смоленске первые велосипеды появились в конце 80-х годов XIX века. Интересные факты содержатся в «Смоленском вестнике» XIX века. В Смоленске «усиленно распространяется новая болезнь – «мания велосипедизма». Вот как об этом писали: «Болезнь эта разносится ветром, и заболевают ею большей частью те, у которых ветер в голове. Это чрезвычайно опасная психическая болезнь. Заболевших можно видеть ежедневно на Блонье, около памятника 12-го года и на тротуарах некоторых улиц, причем больные не обращают никого внимания на публику. Говорят, что смоленские велосипедисты хотят устроить велодром и приглашать на состязание гонщиков и чемпионов Орла, Курска и др. городов. Тогда мы увидим на наших улицах знаменитых «победителей рекордов», одетых в красного цвета трико, в маленьких шапочках – тех самых спортсменов, которые прежде болтались по садам и ресторанам, а теперь привили новую болезнь. Недаром кто-то сочинил сказку, начинающуюся словами: «было у одного благочестивого родителя три сына – два умных, а третий велосипедист». Велосипедизм – болезнь неизлечимая...».
В ноябре 1890 года в губернском центре было создано Общество велосипедистов. Инициаторами создания стали представители смоленской интеллигенции, любители велосипедной езды, хозяева веломагазинов и вело-мастерских. С каждым годом количество занимавшихся ездой на велосипедах увеличивалось, и многие не соблюдали правила езды. Поэтому Общество велосипедистов постановило: «Во избежание незаслуженных нареканий на членов общества иметь каждому члену во время езды серебряный значок на синем фоне, укрепленный к левому плечу, по одобренному обществом рисунку». Первая гонка была проведена 13 августа 1900 года на ипподроме Общества конского бега. Смоленское общество велосипедистов решило популяризовать велоспорт среди женщин. В «Смоленском вестнике» 1903 года писали о состязаниях, в котором «участвуют дамы-велосипедистки, будет играть оркестр».
В конце 1912 года в Смоленске было основано Общество физического развития. Одна из целей – популяризация состязаний на велосипедах. Занятия проходили под руководством преподавателей-спортсменов и под наблюдением врачей – членов общества. Организационными вопросами по велосипедному спорту занималась секция, состоящая из 13 человек. Ее возглавлял Ф. Штраних. Одним из меценатов в то время был купец П. Будников, который входил в состав попечительского совета Смоленского общества велосипедистов.
С весны 1914 года в Смоленске начали помимо состязаний организовывать туристические велосипедные прогулки. Первая состоялась 1 мая, по маршруту Смоленск – Гнёздово – Смоленск. 4 июля 1914 года группа спортсменов совершила на велосипедах пробег Смоленск – Витебск, пройдя более 130 верст. Расстояние было преодолено за 10–11 часов – с остановкой в Рудне.
Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция негативно сказались на развитии велосипедного спорта в Смоленске. В «Известиях» за 10 октября 1918 года, в разделе «Велосипедный спорт», писали: «В последнее время смоленские велосипедисты наладились кататься далеко за город в деревушки, где можно сдать «с полпудика мучицы». В опасных местах велосипедисты мчатся, сломя голову».
Было и такое время, когда местные власти вели борьбу с велосипедистами. В 1921 году был выпущен приказ №425 «О порядке учета, регистрации и снабжения всеми запасными частями велосипедов». Ведомствам, учреждениям, организациям и гражданам, находящимся в Смоленске, в двухнедельный срок (в уездах – в месячный) со дня оповещения необходимо было зарегистрировать велосипеды. По сути, у населения отобрали велосипеды. В это же время вышло постановление отдела управления смоленского Губисполкома о порядке езды по городу на велосипедах и мотоциклах. Позволялось ездить по Смоленску гражданам, имеющим специальные разрешения автосекции Губсовнархоза на право пользования данными средствами передвижения. Под запрет попали езда «по садам, бульварам и тротуарам, а также на площади «рабочего Смирнова», «быстрая езда... ровно как и всякие соревнования в езде в пределах города». Кроме того, велосипедисты должны были иметь при себе сигнальный рожок или звонок. Еще одно интересное правило: «В случае встречи с лошадью, которая выражает признаки перепуга, велосипедист должен остановиться и слезть с велосипеда». А «лица, замеченные в неисполнении сего, будут арестовываться в административном порядке на срок до десяти суток с заключением в концентрационный лагерь». После всего этого у многих смолян пропало желание заниматься велосипедным спортом.
5 августа 1924 года в Смоленске встречали велосипедистов-рабкоровцев. Пробег Подольск – Ленинград – Подольск проходил через Смоленск и Витебск. Это мероприятие подтолкнуло смоленских велосипедистов к организации в сентябре мото-велопробега Смоленск – Москва. Также было решено провести соревнование по велосипедному спорту. Уже тогда каждый спортсмен делал взнос для участия в гонке. Так, члены Смолавиаклуба и красноармейцы платили по 50 копеек, все остальные –по рублю.
В 20-е годы в Смоленске большой популярностью пользовались велопробеги. 20 сентября 1924 года через наш город проехали два юных витебских велосипедиста Николай Пирогов и Георгий Колдунович. Они совершили пробег Витебск – Смоленск –Рославль – Смоленск – Витебск. В ответ смоляне совершили мотовелопробег Смоленск – Витебск – Смоленск. Важным событием 1925 года стал велопробег по маршруту Вязьма – Москва – Вязьма. Хотя и редко, но проводили спортивные соревнования. Серьезным прорывом в развитии велосипедного спорта в Смоленске стало принятие решения об организации велосекций при рабочих клубах.
8 августа 1926 года было решено провести первые соревнования по велокроссу. Весна 1927 года не порадовала смоленских велосипедистов: увеличилась плата, взимаемая за велосипедный номер, – до 16,5 рубля (ранее –2,5 рубля). В июле этого же года состоялись гонки на первенство города. Дистанция была выбрана небывалая для того времени: 100 километров. 21 августа впервые в Смоленске прошли юниорские соревнования. В 1928 году 33 смоленских спортсмена приняли участие во Всесоюзной спартакиаде. Несмотря на проведение различных мероприятий, застой в развитии велосипедного спорта в Смоленске наблюдался в 1932–1934 годах. В 1934 году увидели свет новые правила соревнований по велосипедному спорту. В период с 1928 года по 1935-й лучшими велосипедистами Смоленска были Маслова, Казутин, Чумаков, Филатов, Елейников, Родионов, Маршалкина, Зайцева и Павловская. В 1935 году значимым событием в спортивной жизни города, да и всей западной части страны, стал велопробег по маршруту Смоленск – Ленинград – Москва – Смоленск. Впервые в практике велопробегов в мероприятии участвовали женщины.
О дальнейших вехах в развитии велосипедного спорта можно узнать в книге заслуженного работника физической культуры РФ, мастера спорта СССР Виктора Шукаева «Летопись велосипедного спорта Смоленщины».

При написании материала были использованы книга «Летопись велосипедного спорта Смоленщины» В. Шукаева, Смоленск, 2013; интернет-ресурсы Remontvelosipeda.ru/istorija-sozdanija-velosipeda, Velokat.ru/02-inventor.html.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу