Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История «Да ведь вы Раневская!»

«Да ведь вы Раневская!»

К Международному дню театра

Всемирный день театра, который традиционно отмечают 27 марта, так и не получил государственный статус в России. Несмотря на это праздник повсеместно отмечают все, кто причастен к театральной жизни. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о Фаине Раневской – гениальной актрисе, которую смолянам довелось видеть на сцене местного драматического театра.

Театральные режиссеры, актеры, продюсеры, звукорежиссеры, билетеры, гардеробщицы – все они отмечают 27 марта как свой профессиональный праздник. Трудно поверить, но когда-то на сцене Смоленского драматического театра играла знаменитая Фаина Раневская. Смоленская сцена 1927–1928 годов бережно хранит воспоминания о ролях актрисы. Фаина Раневская сыграла Дуньку («Любовь Яровая» К. Тренева) и спекулянтку («Шторм» В. Билль-Белоцерковского). Прежде чем обосноваться в Москве, она сменила множество провинциальных театров. Фаина Раневская не любила много рассказывать о себе. Несмотря на это она стала легендой театра и кинематографа, а ее колкие и ироничные фразы превратились в афоризмы. Она одна могла заменить собой всю труппу, что не нравилось ее коллегам. Многие просили ее рассказать о себе, даже давали деньги на книгу. Писать о себе хорошо Раневской казалось неприличным, а плохо – не хотелось. И она предпочитала молчать. «Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных», – говорила актриса. «Пропищала, и только», – так она оценивала в последние годы жизни свой пройденный путь. Актрисе казалось, что она не успела создать что-то главное.
Фаина Гиршевна Фельдман родилась 27 августа 1896 года в Таганроге. Когда на свет появилась Фаня Фельдман, ее отец уже занимал пост почетного члена Ведомства учреждений императрицы Марии, владел фабрикой сухих красок, несколькими домами, магазином и пароходом «Святой Николай», был старостой синагоги и председательствовал в еврейском благотворительном обществе родного города. К слову, когда Фаину Георгиевну попросили написать автобиографию, она начала так: «Я – дочь небогатого нефтепромышленника...». Дальше дело не пошло. Фаине Раневской пытались дать хорошее образование. Она обучалась в таганрогской Мариинской женской гимназии, но так ее и не окончила. В детстве Фаня получала, как и все девочки ее круга, домашнее образование. Ее учили музыке, пению, иностранным языкам. Фаина очень любила читать. Будущая народная артистка СССР увлеклась театром в 14 лет. После увиденного на сцене она уже знала, что будет актрисой. В 19 лет Фаина Фельдман уехала в Москву и жила там в маленькой комнатке на Большой Никитской. Тогда она и познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиров Маяковским и Василием Качаловым, в которого была влюблена.
Еще совсем молодая Фаня Фельдман, находясь на актерской бирже, согласилась на работу в керченской актерской труппе мадам Лавровской. Зрители без особого восторга приняли новых актеров. «Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова прелестницу, соблазняющую юного красавца, – рассказывала актриса о своем первом провале. – Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея...». После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены».
Однажды, уже после упомянутой неудачи на сцене, прогуливаясь с «опытным трагиком» на гору Митридат, Фаина Фельдман решила заглянуть в банк, чтобы получить деньги, которые ей отправила мать. Порыв ветра вырвал из ее рук деньги, и они разлетелись в разные стороны. Смотря на это, актриса только произнесла: «Как грустно, когда они улетают!». Собеседник восхитился таким ответом: «Да ведь Вы Раневская! Только она могла так сказать!». Спустя какое-то время, когда Фаине Фельдман нужно было взять псевдоним, она, вспомнив фразу своего попутчика, выбрала фамилию чеховской героини. «У нас есть с ней что-то общее, далеко не все, совсем не все...», – объясняла свой выбор теперь уже Фаина Раневская.
Из-за своей язвительности и сложного характера Фаина Раневская редко находила общий язык с режиссерами. «Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия», –говорила она. Но были в ее жизни и те, чей авторитет для нее был непоколебим. Она боготворила Станиславского, не пропускала ни один его спектакль. Однажды, увидев на одной из московских улиц своего кумира, проезжающего в коляске, она побежала за извозчиком с криками: «Мальчик мой! Мальчик!». Раневская считала, что тогда Станиславский принял ее за ненормальную. Он привстал и расхохотался. Затем показал рукой, чтобы она ушла. Фаина Раневская гордилась тем, что рассмешила самого Станиславского. Это была первая и последняя встреча гениального режиссера и гениальной актрисы. Фаина Раневская когда-то назвала себя «выкидышем Станиславского». И даже любимую собаку она назвала в честь Станиславского... Мальчиком.
Перед талантом Фаины Георгиевны преклонялись многие. «В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части», – Раневская не боялась обидеть тех, кто этого, по ее мнению, заслуживал. Способность Раневской не играть, а жить на сцене, отметил даже Сталин. «Вот товарищ Жаров хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает, и все равно всегда разная». Узнав об этой речи, друзья позвонили Раневской ночью и пересказали отзыв. Актриса, долго не думая, разбудила дворника и распила с ним бутылочку. Наверное, только Раневская могла, оскорбив Брежнева, услышать от него признание в любви. В 1976 году на вручении ордена Ленина Брежнев необычно поздоровался с Фаиной Раневской: «А вот идет наша «Муля, не нервируй меня!». В ответ Леонид Ильич получил соответствующий ответ: «Так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Тогда генсек добавил: «Простите, но я вас очень люблю». Фразы Фаины Раневской стали частью российского фольклора. И уже не всегда достоверно известны все эпизоды, приписанные актрисе. Брошенные ею фразы пересказывались и наполнялись новыми значениями. Фаину Раневскую цитируют и сегодня.
Всенародную известность Фаина Раневская получила благодаря своим ролям в кино. Несмотря на это она о своих киноработах отзывалась без восторга: «Деньги съедены, а позор остался». Фаина Раневская дебютировала в кино в 1934 году. В то время она была актрисой Камерного театра в Москве. Начинающий режиссер Михаил Ромм предложил ей роль госпожи Луало в фильме «Пышка» по известной новелле Мопассана. Картина снималась в жанре немого кино. Ромен Роллан был в восторге от фильма и особенно от игры Раневской. Несмотря на успех, актриса решила в кино больше не сниматься. Но через три года все же согласилась на роль попадьи в фильме «Дума про казака Голоту» режиссера Игоря Савченко. В 1939 году актриса снимается сразу в трех картинах: «Человек в футляре» режиссера Анненского, «Ошибка инженера Кочина» режиссера Мачерета и «Подкидыш» Татьяны Лукашевич. Эта картина и принесла Фаине Раневской настоящую известность. Популярность со временем стала раздражать актрису, а роль, которая принесла ей эту известность, она возненавидела. В 1940 году Раневская снова снялась в фильме Михаила Ромма – в психологической драме «Мечта».
Вернувшись в Москву после эвакуации из Ташкента, Раневская стала работать в Театре драмы (сегодня – театр имени Владимира Маяковского). После ее пригласили на роль Мамаши в фильме «Свадьба». В 1947 году Раневская сыграла эпизодическую роль в картине «Весна» – с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Интересно, что Фаина Раневская привнесла в фильм несколько собственных фраз и диалогов. Она настолько ярко исполнила свою «маленькую» роль, что запомнилась зрителям больше, чем главные герои. Одной из немногих картин, которая доставила радость Раневской, стала сказка «Золушка», где она исполнила роль мачехи. В 1949 году Раневская уходит из Театра драмы и поступает на работу в Театр имени Моссовета. Здесь она играла очень мало. Когда Раневской достался эпизод в пьесе «Шторм», она переписала все свои реплики. Драматург одобрил ее исправления, что удивило других актеров. Раневская затмевала всех, включая исполнителей главных ролей. Во многом из-за этого режиссер Завадский лишил ее роли. В 1955 году Фаина Раневская ушла из этого театра. Проработав до 1963 года в театре имени Пушкина (бывший Камерный), она ушла и оттуда. Роль в картине «Сегодня новый аттракцион» была последней работой Фаины Георгиевны в кино. В середине 60-хРаневская вернулась в театр к Завадскому. В Театре имени Моссовета она работала до конца своих дней.
Сила характера Раневской сочеталась с постоянным чувством одиночества, о чем знали немногие. Она так и не вышла замуж. Разбирая очередную кипу писем от поклонников, Фаина Раневская сетовала: «Столько любви, а в аптеку сходить некому». Она так и не смирилась с приходом старости: «Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман – и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!».
За год до своей смерти Фаина Раневская отказалась играть на сцене. Актриса умерла 19 июля 1984 года – после того как перенесла инфаркт и пневмонию. Фаина Раневская похоронена на Новом Донском кладбище в Москве, рядом со своей сестрой Беллой. Пять лет назад в Таганроге, перед домом, в котором прошли детство и юность Фани Фельдман, был установлен памятник. Скульптура изображает Лялю – героиню Раневской из фильма «Подкидыш». На надгробии актрисы разместили по просьбе Елены Камбуровой, дружившей с Раневской, бронзовую фигуру собаки.

При подготовке материала были использованы книги И. Захарова «Фаина Раневская. Случаи. Шутки. Афоризмы», Москва, 2002 г.; Д. Щеглова «Судьба-шлюха», Москва, 2004 г.; а также интернет-ресурсы Kino-teatr.ru и Rusactors.ru.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу