Бизнесу посоветовали снижать себестоимость товаров

В следующем году предприниматели, желающие оставаться на плаву, должны будут резко повысить эффективность собственного бизнеса. «Российская газета» узнала, что им для этого делать, а также каковы планы монетарных властей.

В среду в Москве прошло открытое заседание отраслевого отделения «Деловой России» по финансовому аудиту, где эксперты выработали практические рекомендации российскому бизнесу касательно формирования разумной финансовой стратегии в наступающем году.

«О финансовой стратегии бизнеса в условиях существующей экономической неопределенности говорить нельзя. Говорить можно скорее о финансовой тактике», — заявила на заседании вице-президента «Деловой России» Лариса Покачалова.

Глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, соглашаясь с ней, заметил, что следующий год — «год стагнации». «В этих условиях у бизнеса должен быть особенный инструментарий для эффективной устойчивой работы», — отметил банкир.

Как сообщил директор департамента кредитно-денежной политики ЦБ РФ Игорь Дмитриев, в следующем году мегарегулятор будет уделять внимание решению двух главных задач. Первое — таргетирование инфляции на уровне 4 процентов к 2017 году. Вторая — бедность, снижение реальной заработной платы населения.

«Мы планируем помочь отечественной экономике достигнуть роста через ценовую стабильность», — поведал чиновник о планах Банка России на ближайшее будущее.

Эксперты, обсудившие текущую экономическую ситуацию, отмечают, что следующий год будет характеризоваться не меньшим инфляционным ростом, чем в текущем году. Котировки нефти останутся на нынешних уровнях. Потребительский спрос будет продолжать падение, а динамика кредитования экономика также будет замедляться.

По итогам заседания экспертов были выработаны практические рекомендации российскому бизнесу. Так, в следующем году бизнесу придется работать в условиях высокой инфляции и дорогого доллара.

«Обстоятельства вынуждают экономить на всем, повышать эффективность бизнес-процессов и производительность труда, отдавать все, что можно на аутсорсинг, отказаться от непрофильных, неперспективных и дорогих в содержании активов», — говорится в документе.

Эксперты также советуют коммерсантам в следующем году снижать себестоимость выпускаемой продукции и оказываемых услуг, адаптироваться под упрощение потребительских запросов населения, идти в эконом-сегмент либо сохранять высокое качество и поднимать цены там, где клиенты готовы за него платить.

«Понятно, что потребители будут меньше тратить на развлечения, на путешествия, дорогие покупки и прочие товары и услуги не первой необходимости. И больше — на еду и «соль-сахар-спички», то есть только на самое необходимое» — говорится в рекомендациях.

Ритейлеры уже сейчас создают магазины эконом-класса, а дорогие аптечные сети — аптеки низких цен. В то же время девелоперы, на бизнесе которых наиболее сильно сказывается кризис, уже начали распродавать жилую недвижимость по «черным пятницам», чего раньше в России не случалось. Практика показывает: чем сложнее ситуация в той или иной отрасли, тем активнее предприятия ищут востребованные в кризис ниши, охотнее предоставляют потребителям и партнерам интересные опции, становятся более клиентоориентированными. «Так, многие девелоперы предлагают покупателям квартиры-студии. Благодаря отсутствию стен и небольшой площади покупатель экономит порядка 30 процентов на отделке, а в дальнейшем «не бьют по карману» коммунальные платежи», — обращают внимание в «Деловой России».

Эксперты указывают на то, что в 2016 году, как и сейчас, островками стабильности будут «оборонка», госзаказ и господдержка, а также пищевая промышленность эконом-сегмента, выигрывающая от замещения товаров, попавших под российские ответные санкции.

В «Деловой России» советуют предпринимателям искать новые рынки сбыта в глубинке, в других регионах. Если есть накопленная подушка безопасности или возможность привлечь заемные средства на привлекательных условиях, то 2016 год — самое время для слияний и поглощений. Согласно принципу инвестора «покупай, когда дешевеет, продавай, когда дорожает».

Также предприниматели должны больше думать об оптимизации бизнес-процессов, больше внимания уделять аудиту затрат. Один из вариантов — возможность дробить бизнес, даже крупный на множество малых и пользоваться преференциями (в том числе налоговыми), которые предоставляет государство для малого бизнеса.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также