Проблемы в экономике Индии только начинаются

Для министров финансов високосный год — настоящий подарок: дополнительный день хоть ненамного, но увеличивает годовое производство и тем самым улучшает общую статистику. Министр финансов Индии Арун Джейтли очень нуждается в росте ВВП, особенно накануне представления в парламент своего третьего бюджета.

Несмотря на то что экономика Индии растет намного быстрее, чем у всех основных конкурентов (как бедных, так и богатых), фискальные возможности правительства резко сужаются.

На фоне крайней волатильности рынков, а также государственного долга в районе 65% ВВП (высокая цифра для развивающейся экономики), вопрос не в том, следует ли правительству сокращать бюджетный дефицит, а в том, насколько большим должно быть сокращение.

Ожидается, что дефицит в заканчивающемся 31 марта финансовом году достигнет 3,9%. Правительство обещает снизить его в следующем году до 3,5%, а в последующем — до 3%. Но все эти цели менее амбициозны, чем те, которые ставил раньше Джейтли, и министры, похоже, уже готовят почву для изменения их в сторону увеличения.

Как всегда, политики готовы назвать веские причины для «одноразового» отказа от сокращения бюджета.

Государственные служащие ожидают значительного увеличения зарплаты как итога проходящих раз в 10 лет переговоров о заработной плате. Необходимо повысить военные пенсии, на что потребуется дополнительно примерно 1,1 трлн рупий ($16 млрд), или 0,8% ВВП.

Кроме того, необходимо изыскать средства для рекапитализации 29 государственных банков, большинство из которых завалены просроченными кредитами, из-за чего приносят лишь убытки.

Правительствам штатов (виновных в увеличении дефицита центрального правительства на 2,3% ВВП), скорее всего, придется выделить помощь испытывающим финансовые трудности электрораспределительным компаниям, отмечает британский журнал The Economist.

Среди других веских причин для отказа от сокращения расходов индийские чиновники называют глобальную турбулентность. Частные инвестиции рухнули до рекордно низкого уровня из-за огромных корпоративных долгов и низкой прибыли. На редкость разрушительный в последние два года сезон дождей снизил доходы сельского населения (большей части граждан страны).

И хотя темпы роста в 7,5% в прошлом году выглядят как фантастическая цифра по мировым стандартам, они ниже установленных правительством 9-10%. Правда многие (включая некоторых государственных чиновников) не верят в точность официальной статистики.

Между тем, экономисты ставят под сомнение целесообразность увеличения государственных расходов в нынешних экономических условиях. Один из ярых критиков правительства в этом вопросе (к несчастью, для Джейтли) — глава Центрального банка Индии Рагхурам Раджан.

Он сравнивает индийскую экономику с бразильской, которая также обременена долгами и быстро сокращается, — оскорбительный укор для правительства.

По мнению Раджана, имеется несколько инвестиционных инструментов, которые могли бы принести кабинету достаточно прибыли для облегчения долговой нагрузки. Он также пригрозил, что не будет снижать процентную ставку с нынешних 6,75%, если дефицит не сократится.

Среди наиболее явных источников пополнения казны (помимо, разумеется, налогов) многие эксперты называют продажу государственной собственности. Индийское правительство имеет доли в сотнях компаниях (включая производителей сигарет, инженерно-технические фирмы, гостиницы и т. д.), но чиновники постоянно находит причины для отмены аукционов. Поставленные цели по приватизации провалены в девяти из последних десяти лет.

По мнению Саида Чинуа из JPMorgan Chase, вырученные от продажи государственной собственности средства можно было бы направить на развитие инфраструктуры, строительство новых автомобильных и железных дорог. И, наконец, приватизация позволила бы снизить дефицит бюджета до целевых 3,5%.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также