48 часов на блокировку

Что изменилось?

В июне этого года был принят закон о противодействии хищениям с банковских карт. С 26 сентября документ вступает в силу. Согласно закону, банк может на два дня блокировать операцию, если есть подозрение, что клиент ее не проводит. Закрыть доступ можно не только к карте, но и к онлайн-банку.

Что может стать поводом для блокировки?

Главный аргумент кредитных организаций в этом случае — подозрение на мошенничество.

Любые операции, позволяющие похитить деньги с карты, можно будет заблокировать. Общие признаки таких трансакций определит ЦБ. Кроме того, банки могут установить свои критерии защиты клиентов. Например, сейчас они блокируют карты в таких ситуациях:

— клиент не предупреждал о поездке за рубеж, но вдруг заплатил картой за пределами России;

— повторяются одинаковые операции на крупные суммы;

— с карты активно снимаются наличные в разных банкоматах.

Как это будет работать?

Если при получении распоряжения от клиента банк заподозрит, что операцию совершает мошенник, он может приостановить операцию. После этого менеджер обязан связаться с клиентом. Если тот подтверждает трансакцию, ее сразу же проведут. Если клиент не отвечает на обращение или не подтверждает операцию, карту заблокируют. Максимальный срок — два дня, день проведения трансакции не считается. После этого «заморозка» снимется, и операция пройдет успешно.

Мою карту заблокировали, я теперь в «черном списке»?

Так называемый черный список — это перечень клиентов, которых банки признали неблагонадежными. Им хотя бы раз отказывали в обслуживании или открытии счета. Как правило, на такие шаги идут после блокировок операций. «Черный список» ведется на основании «антиотмывочного» закона — 115-ФЗ. Новые правила блокировок этой нормы не касаются, а значит, «заморозка» средств не нанесет урон вашей репутации. Однако сведения о несанкционированной операции все равно будут собираться в другой реестр.

Для клиентов это хорошо или плохо?

По данным ЦБ, в России в прошлом году было совершено около 300 тыс. несанкционированных переводов с использованием платежных карт на общую сумму более 1 млрд рублей. Очевидно, что блокировок было еще больше. Рассчитывать на сворачивание этого тренда не стоит — банки и сейчас могут блокировать операции клиентов при подозрении на мошенничество. Но в данном случае у клиентов появляется возможность оперативно снять «заморозку».

Как подстраховаться?

Банки самостоятельно выбирают, как сообщать новости клиенту. Способ уведомлений прописывается в договоре. Если это СМС, лучше подключить автоматическое получение таких сообщений. Комиссия — не такая существенная переплата за риск попасть под случайную блокировку. Если ваш номер телефона поменялся, сообщайте об этом в кредитную организацию, чтобы всегда быть на связи. Кроме того, предупреждайте банк, когда отправляетесь за границу. Вы не обязаны это делать, но лучше подстраховаться.

Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также