48 часов на блокировку

Что изменилось?

В июне этого года был принят закон о противодействии хищениям с банковских карт. С 26 сентября документ вступает в силу. Согласно закону, банк может на два дня блокировать операцию, если есть подозрение, что клиент ее не проводит. Закрыть доступ можно не только к карте, но и к онлайн-банку.

Что может стать поводом для блокировки?

Главный аргумент кредитных организаций в этом случае — подозрение на мошенничество.

Любые операции, позволяющие похитить деньги с карты, можно будет заблокировать. Общие признаки таких трансакций определит ЦБ. Кроме того, банки могут установить свои критерии защиты клиентов. Например, сейчас они блокируют карты в таких ситуациях:

— клиент не предупреждал о поездке за рубеж, но вдруг заплатил картой за пределами России;

— повторяются одинаковые операции на крупные суммы;

— с карты активно снимаются наличные в разных банкоматах.

Как это будет работать?

Если при получении распоряжения от клиента банк заподозрит, что операцию совершает мошенник, он может приостановить операцию. После этого менеджер обязан связаться с клиентом. Если тот подтверждает трансакцию, ее сразу же проведут. Если клиент не отвечает на обращение или не подтверждает операцию, карту заблокируют. Максимальный срок — два дня, день проведения трансакции не считается. После этого «заморозка» снимется, и операция пройдет успешно.

Мою карту заблокировали, я теперь в «черном списке»?

Так называемый черный список — это перечень клиентов, которых банки признали неблагонадежными. Им хотя бы раз отказывали в обслуживании или открытии счета. Как правило, на такие шаги идут после блокировок операций. «Черный список» ведется на основании «антиотмывочного» закона — 115-ФЗ. Новые правила блокировок этой нормы не касаются, а значит, «заморозка» средств не нанесет урон вашей репутации. Однако сведения о несанкционированной операции все равно будут собираться в другой реестр.

Для клиентов это хорошо или плохо?

По данным ЦБ, в России в прошлом году было совершено около 300 тыс. несанкционированных переводов с использованием платежных карт на общую сумму более 1 млрд рублей. Очевидно, что блокировок было еще больше. Рассчитывать на сворачивание этого тренда не стоит — банки и сейчас могут блокировать операции клиентов при подозрении на мошенничество. Но в данном случае у клиентов появляется возможность оперативно снять «заморозку».

Как подстраховаться?

Банки самостоятельно выбирают, как сообщать новости клиенту. Способ уведомлений прописывается в договоре. Если это СМС, лучше подключить автоматическое получение таких сообщений. Комиссия — не такая существенная переплата за риск попасть под случайную блокировку. Если ваш номер телефона поменялся, сообщайте об этом в кредитную организацию, чтобы всегда быть на связи. Кроме того, предупреждайте банк, когда отправляетесь за границу. Вы не обязаны это делать, но лучше подстраховаться.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также