В Москве для застройщиков запустили программу «9 шагов», которая максимально упрощает и ускоряет строительство для малого бизнеса

Правительство Москвы приступило к реализации масштабной программы «От проекта до объекта за 9 шагов», одной из важнейших особенностей которой является фактическое наличие четкой «целевой аудитории» — строители, работающие с низкорискованными объектами.

Согласно Градостроительному кодексу РФ, все здания и сооружения делятся на три большие группы:
— объекты особого регулирования (технически сложные, уникальные или особо опасные объекты, как, например, система метрополитена), контроль за которыми осуществляют федеральные ведомства Росглавэкспертиз и Ростехнадзор;
— объекты обычного регулирования, как большинство многоквартирных домов, административных зданий и др. Надзор и экспертизу осуществляют муниципальные органы — Мосгосстройнадзор и Мосгосэкспертиза;
— и низкорискованные объекты, такие, как малоэтажные (до трех этажей) постройки, склады и др, которые являются наиболее востребованными у компаний из сектора малого и среднего бизнеса.

Именно для того, чтобы упросить работу предпринимателям малого и среднего бизнеса, государство несколько лет назад отказалось от надзора за такими постройками. А теперь столичные власти намерены радикально упросить еще и процедуру строительства, запустив программу «От проекта до объекта за 9 шагов».

На фоне неутешительных показателей в строительной отрасли за 2015 год, когда число обанкротившихся застройщиков, представителей малых предприятий, достигло 2700, а новый год принес крах еще около 200 компаниям, новая программа правительства Москвы должна облегчить условия работы девелоперов и снизить для них риски нынешнего экономического кризиса.

Программа «От проекта до объекта за 9 шагов» включает в себя несколько основных направлений.

Первое направление — ликвидация излишних административных процедур. Если сейчас благодаря программе инвестора от «стола с бумагами» до строительной площадки отделяет девять шагов, то еще недавно этот путь составлял 21 шаг. Таким образом, из перечня обязательных процедур исключили 12 согласований; причем часть этих исключений коснулась не только низкорисковых, но и других объектов.

Особо важно, что все шаги идут последовательно и не дублируют друг друга, и городские власти работают с инвестором по принципу одного окна: вместо 10 различных видов экспертиз проводится одна экспертиза, а четыре вида строительного надзора объединены в единый государственный строительный надзор.

Курирующий программу Стройкомплекс включен в единую систему межведомственного взаимодействия — запрещено требовать от заявителя документы, имеющиеся у другого органа власти. Документы запрашиваются напрямую через эту систему.

Подобные шаги со стороны правительства Москвы позитивно скажутся на инвестиционной активности в городе со стороны малого и среднего бизнеса, считает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. «Концепция упрощенного регулирования строительства низкорискованных объектов была заложена еще в Градостроительный кодекс при его принятии. Дополнительное движение по этому направлению неоднократно предпринимались правительством России, например, при принятии постановления «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства». Однако на практике в разных городах сохраняется множество административных процедур, и далеко не все города стремятся оптимизировать этот список. Москва на таком фоне смотрится позитивным исключением: столичные власти действительно стремятся повысить прозрачность и упростить порядок прохождения процедур», — констатирует эксперт.

Второе направление программы — сокращение сроков прохождения необходимых процедур. Это позволило снизить средний срок прохождения административных вопросов до 99 дней (без учета доработки документов по вине заявителя). Таким образом, уже менее чем через четыре месяца инвестор сможет закончить «бумажную работу» и заняться своим проектом на практике.

Кроме того, ужесточены сроки проведения целых рядов экспертиз. Например, срок проведения государственной экспертизы типовой проектной документации сокращен с 50 до 30 дней, не типовой — с 50 до 45 дней. Свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения можно теперь оформить не за 30, а всего лишь за 14 дней. Срок получения ордера на производство земляных работ снижен вдвое до семи дней.

Управляющий партнер Ost Legal Владимир Липавский считает, что «снижение сроков согласования всех документов до 99 дней является очень амбициозной задачей». По словам эксперта, «сейчас на сбор документов и последующее внесение в них правок уходит значительно больше времени». «Однако, то, что правительство города готово предложить порядок согласований всего в девять шагов — это позитивный сигнал, который будет способствовать ускорению процесса подготовки документов к строительству», — уверен он.

Третье направление развития программы — стимулирование электронного документооборота. Проект перевода согласований в электронный вид стартовал еще в 2013 году и сперва включал в себя лишь семь услуг. С тех пор он вырос двое. «Сегодня Москва предоставляет 14 видов государственных услуг в области инвестиционно-строительной деятельности и 12 из них — в электронном виде. Эта мера очень серьезно придает скорость движению капитала в строительную отрасль и, конечно же, делает процедуру получения госуслуг максимально открытой и прозрачной», — пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Растущий спрос на электронный документооборот подтверждает и статистика: если в 2013 году в электронном виде было подано только 12% от общего числа заявок, то в 2014 этот показатель составил 33%, а в 2015 году — уже 70% заявок.

Теперь застройщик может осуществить все необходимые девять шагов в электронном виде через портал государственных услуг. Прохождение согласовательных процедур можно контролировать через специальный «Кабинет застройщика».

«В настоящее время заявитель без личного посещения органов власти может оформить необходимые документы на всех этапах реализации строительного проекта начиная с заключения договора аренды земли и заканчивая получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», — заявлял ранее мэр Москвы Сергей Собянин на коллегии Стройкомплекса.

Плюсы от такого подхода очевидны: перевод процедур в электронный формат позволяет, помимо очевидных преимуществ, получать услуги из любой точки мира, а также иметь информацию о ходе оформления документов в режиме онлайн.

В результате — в выигрыше все заинтересованные стороны. Застройщики благодаря упрощению алгоритма прохождения административных процедур смогут более эффективно планировать свой бизнес и снизить затраты на подготовительную работу. «Сэкономленные средства застройщики могут реинвестировать в проекты. Упрощение процедур сокращает сроки введения объектов в эксплуатацию, тем самым повышая их рентабельность», — говорит руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин.

Такое упрощение административных процедур экономит средства и городскому бюджету, отмечает Любовь Цветкова, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы, которая совместно со Стройкомплексом проводит регулярные круглые столы и семинары с застройщиками, техзаказчиками, генподрядчиками для выявления основных проблем и выработки решений. Многие административные процедуры в сфере строительства уже стали довольно прозрачными, Стройкомплекс Москвы принял решение об отмене наиболее затратных по времени для застройщика процедур. Конечно, говорить о том, что все совершенно и уже нет никаких проблем, пока преждевременно. Радует, что правительство Москвы принимает взвешенные решения по дальнейшему снятию административных барьеров.

Кроме того, в выигрыше окажутся и жители города. С одной стороны, они получат возможность быстрее получать доступ к новым разнообразным объектам, ведь срок их ввода сократится, а с другой — получат новые рабочие места. По экспертным оценкам, столичный строительный сектор напрямую и косвенно обеспечивает город почти миллионом рабочих мест. При этом одно рабочее место в строительстве создает 8-9 рабочих мест в смежных отраслях.

Москва благодаря новой программе не только сэкономит часть бюджетных средств на оптимизации процесса регулирования, но и получит возможность значительно улучшить собственный инвестиционный климат. Индикатором того, насколько это удается, фактически служит рейтинг DoingBusiness Всемирного банка. Хотя рейтинг составляется по странам, оценки по некоторым критериям, в том числе в степени сложности «Получения разрешения на строительство», выставляются на основе показателей крупнейших городов, то есть в случае России — на основе показателей Москвы. И здесь в последние годы Россия во многом благодаря Москве совершила большой рывок: если в 2011 году Россия занимала по этому показателю 179 место, то в 2015 — уже 119. В целом по данным Всемирного банка за пять лет благодаря принятым правительством Москвы мерам в столице время прохождения административных процедур в строительной сфере сократилось в 2,5 раза, а экономия на проектах для застройщиков составила до 2,5% от их общей стоимости по сравнению с показателями 2010 года.

Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также