Может ли Telegram-канал убить банк?

Участники банковского рынка научились по-новому объяснять свои бизнес-проблемы.

2018-й, конечно, не установит рекорд по количеству банков, покинувших рынок. На 14 декабря лицензии лишились 58 игроков, еще 16 сдали ее добровольно. Напомню, в 2016 году число ушедших было близко к сотне. Однако в 2018-м окончательно сформировался очевидный тренд: мало кто из кредитных организаций может теперь уйти с рынка незаметно в соцсетях.

Примерно 80% отзывов банковских лицензий сопровождаются как минимум одним постом в профильном Telegram-канале. А лучше двумя. Да еще и с подробным рассказом про темное прошлое менеджеров и владельцев. Для торжественных похорон сухого пресс-релиза ЦБ и молчания уже недостаточно.

Игроки это поняли и тоже взяли на вооружение. Если бизнес зашатался, подбирать сложные объяснения не обязательно. Можно все свалить на шумиху в Telegram-каналах. Один из примеров — отзыв лицензии у небольшого Русского Ипотечного Банка в ноябре. Впервые кредитная организация официально обвинила в своих проблемах именно групповые чаты. 15 ноября на ее сайте появился пресс-релиз с такой формулировкой:

«Русский Ипотечный Банк сообщает о том, что в последнее время столкнулся с волной негативных публикаций о банке в Интернете, в том числе в социальных сетях, на различных форумах и анонимных Telegram-каналах. Это вызвало массовое снятие и вывод денежных средств клиентами банка со своих счетов. В сложившейся ситуации осуществлять операционную деятельность банка, в том числе с использованием каналов дистанционного обслуживания, в нормальном режиме не представляется возможным».

В нормальный режим Русский Ипотечный Банк так и не вернулся, а вопрос остался: может ли Telegram-канал стать «киллером» кредитной организации?

На первый взгляд, хроника событий эту версию подтверждает. За несколько дней до проблем в РИБе в анонимных Telegram-каналах появились посты о внезапной проверке в банке и о том, что он находится «на пороге кладбища». Публикации прочитали около 80 тыс. человек. Форум Банки.ру тоже оживился. Пользователи действительно обсуждали, что «РИБка всё», и рассказывали о снятии денег со счетов и вкладов.

На 1 октября объем депозитов физлиц в Русском Ипотечном Банке составлял 8,2 млрд рублей. В случае паники «вынести» такой банк несложно. Но давайте будем честны: Telegram-каналы, как и вкладчики, не убивали Русский Ипотечный Банк. ЦБ в своем релизе указывал, что в ноябре из РИБа утекло порядка 50% средств юрлиц, что вызвало острый дефицит ликвидности. На 30 июня 2018 года 38% средств юрлиц в банке приходилось на десять крупнейших клиентов. Иными словами, банк могли разорить десяток компаний. Кому они подконтрольны? Ответ на вопрос теперь могут искать временная администрация и, возможно, правоохранители.

Редкий банк сейчас не сталкивается с нападками именно в Telegram-каналах. Заупокойную начинают читать независимо от системной значимости, красоты в отчетности или репутации акционеров. Взять хотя бы сентябрьский технический сбой в Московском Кредитном Банке. Почти недельный простой Telegram-гуру объясняли финансовыми проблемами банка и его передачей в собственность «Роснефти». Вспомним и обсуждение «продажи» Альфа-Банка, которую все утомились опровергать.

Что может спасти от Telegram-«киллеров»? Во-первых, открытость. Если пресс-служба и менеджмент банка не готовы «отрабатывать негатив», домыслы в мессенджерах превратятся в статьи с доказательствами в СМИ, а также в вопросы регулятору, которые зададут журналисты.

Во-вторых, сильный акционер или сильный клиент. То есть тот, кто будет готов оказать финансовую поддержку банку в нужный момент. Даже если банк не «кэптивный» и ведет реальный бизнес, от проблем с ликвидностью он не застрахован.

На самом деле обе рекомендации были применимы, когда никакого Telegram не существовало. А значит, это подтверждает промежуточный вывод, который касался только РИБа: анонимные каналы не убивают кредитные организации. Просто разговор о банках превратился в разговор «вокруг банков». Кто от этого выиграл?

Клиенты могут узнать то, что никогда не увидят за скучной отчетностью. Правда, придется самим отделять информационные зерна от плевел. Банки могут нетривиально «мочить» конкурентов или объяснять свои проблемы негативными постами в Telegram. Но такая активность потребует дополнительных расходов на пиар и работу с имиджем. И только анонимные Telegram-авторы могут просто наслаждаться происходящим.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также