«Платон» обязательно увеличит инфляцию

Введение в действие системы взимания платы за проезд большегрузного транспорта по федеральным дорогам «Платон» может увеличить инфляцию на 1-2%, считают в Минэкономразвития.

Еще 11 августа (до запуска системы «Платон») министерство экономического развития опубликовало на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актовзаключение, где высказаны серьезные замечания по работе системы. Подсчеты и выводы Минэкономразвития не приняты во внимание.

«Автомобильный рынок грузоперевозок в текущих экономических условиях характеризуется спадом грузооборота. Так, в соответствии с мониторингом «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации за январь — август 2015 г.», разрабатываемым Минэкономразвития России, объем коммерческих перевозок грузов снижается начиная с января 2015 г. В августе 2015 г. объем коммерческих перевозок снизился на 5,5% по сравнению с предыдущим годом.

Согласно социально-экономическому прогнозу на 2015 г. снижение темпов промышленного производства и ВВП в 2015 г. позволяет спрогнозировать снижение всех показателей транспортного комплекса.

В этой связи возложение новых издержек на транспортные предприятия приведет к ухудшению положения транспортных предприятий, что в действующих экономических условиях негативно скажется не только на рынке грузоперевозок, но и на других отраслях экономики.

При этом стоит учитывать, что доля пробега транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по автодорогам федерального значения в некоторых компаниях, в первую очередь занимающихся перевозкой продовольственных продуктов, составляет свыше 70%.

В соответствии с Транспортной стратегией России (распоряжение правительства России от 22 ноября 2008 г. № 1734-р) федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам.

По прогнозным оценкам, указанным в Транспортной стратегии, в 2015 г. доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в общей протяженности автодорог общего пользования федерального значения составляет 34,5%.

Таким образом, издержки одного предприятия на уплату возмещения вреда, причиняемого автодорогам федерального значения транспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых превышает 12 тонн, могут быть оценены от 120 млн руб. до 721 млн руб. в год в зависимости от пробега транспортных средств по дорогам федерального значения.

Повышение затрат бизнеса на грузоперевозки приведет к росту цен на перевозимые товары. В зависимости от вида и категории товаров (продовольственные, непродовольственные и так далее) увеличение себестоимости готовой продукции оценивается субъектами предпринимательской деятельности до 3%.

Таким образом, установление платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых составляет свыше 12 тонн, на уровне 3,06 руб. за 1 км приведет к росту инфляции от 1% до 2%.

При этом в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития России и предельными уровнями цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг., разработанными Минэкономразвития России, инфляция на продовольственные товары за II квартал 2015 г. составила 16,7%.

В условиях падения платежеспособного спроса населения, а также принимая во внимание меры, осуществляемые Банком России для снижения инфляции, принятие решений, способствующих дальнейшему росту инфляции, не может быть поддержано.

Кроме того, как ранее отмечалось Минэкономразвития России, расчет базовой платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, содержит ряд методологических неточностей, существенно влияющих на конечный тариф».

В свою очередь Минэкономразвития предлагало установить тариф в размере 0,97 руб. за 1 км на грузоперевозки до 2019 г., однако предложение не было принято.

Читайте также