Клиентов российских банков начали оценивать по принципу светофора

С 1 июля в России начинает полномасштабную работу «антиотмывочная» платформа Центробанка (ЦБ) «Знай своего клиента» (ЗСК). Она позволяет по принципу светофора оценивать компании, приходящие в банк за услугами, и обмениваться информацией между кредитными организациями через регулятор.
К сервису обязаны подключиться все банки для оценки своих клиентов на причастность к проведению сомнительных операций по новым правилам и обмена этой информацией с регулятором.

Три статуса клиентов
Банки и регулятор одновременно будут делить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) на три группы в зависимости от степени риска нарушения «антиотмывочных» норм.

Изначально Центробанк сравнивал принцип работы платформы ЗСК со светофором. На основе собранных сведений предприятия будут делить по уровням риска и присваивать им статус: «зеленый», «желтый» или «красный». Клиенты из «красной» зоны будут серьезно ограничены в возможности проводить операции и обслуживаться в банках, а «зеленых» кредитные организации будут меньше контролировать.

Клиенты из красной или высокорисковой, группы фактически лишатся стандартных банковских услуг. Кредитные организации смогут отказывать им в проведении операций, расторгать договоры обслуживания или отказываться заключать их. Им будет доступен лишь ограниченный круг операций «для обеспечения жизнедеятельности» — например, расчеты с госорганами или сотрудниками. По подсчетам Центробанка, доля таких банковских клиентов составит всего 0,7 процента от общего числа.

В группу среднего риска («желтую») могут попасть компании, которые ведут реальную экономическую деятельность, однако параллельно с этим допускают сомнительные операции. Однако крайние меры вроде полной остановки операций и отказа в выдаче средств по отношению к ним применяться не будут. По оценкам ЦБ, таких клиентов всего 0,3 процента от общего числа.

К зеленой группе отнесут низкорисковые компании и ИП. Они могут столкнуться с ограничениями от банков, только если проводят расчеты с сомнительными контрагентами.

Пилотирование, которое проводилось на реальных данных, подтвердило наши предварительные оценки относительно распределения клиентов банков по уровню риска. Почти 99 процентов клиентов-юрлиц и ИП относятся к категории низкого уровня риска

Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также