Отбирать заёмщиков для «Сбербанка» будут роботы

«Сбербанк» запланировал революцию в области кредитования. В наступающем году ответственность за отбор заемщиков будет переложена на искусственный интеллект. Представители малого бизнеса уже успели оценить нововведение. Теперь через – за физическими лицами. Таким образом, реальная помощь в получении кредита будет сводиться к разработке стратегии взаимодействия с роботами. Человеческий фактор планируется минимизировать постепенно.

Как будет внедряться искусственный интеллект в кредитование

Следующей категорией заемщиков, которую будет оценивать искусственный интеллект, станет крупный бизнес. Реализация этого этапа займет три года. При этом за VIP-клиентами сохранится привилегия личного общения с кредитными менеджерами. Также «Сбербанк» пока не готов поручить роботам оценку крупных инвестиционных проектов.

Однако и безграничных полномочий пока искусственный интеллект не получит. Эксперты намерены регулярно отслеживать эффективность его работы для выявления возможных ошибок и неточностей. На основе этого будут совершенствоваться алгоритмы, соответственно, качество анализа планируется повышать беспрерывно.

Целесообразна ли автоматизация?

Как и любое нововведение, инициатива «Сбербанка» получила неоднозначные отзывы. В первую очередь недовольство касается ликвидация рабочих мест и сопутствующий рост безработицы. Прогнозируется, что за следующую пятилетку суммарный штат всех банков страны сократится на 30 процентов. К 2025 году без работы останется половина нынешних банковских служащих. И поспособствует этому именно искусственный интеллект. При этом 4 из 5 управляющих надеются, что удастся внедрить высокие технологии без массовых увольнений.

Но если рассматривать непосредственно сферу кредитования, то недостатки видятся следующие:

  1. Невозможность учета всех факторов. По мнению экспертов, внедрение искусственного интеллекта в ипотечное кредитование не вполне целесообразно. Каждый случай здесь уникален, и свести процесс оценки к единому алгоритму практически невозможно.
  2. Высокий риск сбоев. Даже сейчас отмечается, что данные из Бюро кредитных историй не всегда корректно подгружаются в автоматическом режиме. Постоянно нужно перепроверять лично адекватность и актуальность информации.
  3. Низкая достоверность. Разработчики предлагают доверить роботам изучение профилей социальных сетей для анализа заемщиков. Но эти сайты, будучи средоточием лжи, мошенничества и манипуляций, непременно исказят реальное положение дел.

Кредитные брокеры в Нижнем Новгороде считают, что процесс получения заемных средств упростится, но польза для отечественной экономики здесь сомнительна. Ведь доступ к деньгам банков получат не только благонадежные клиенты, способные отвечать по своим обязательствам в срок и в полном объеме. Мошенники всегда используют достижения информационных технологий в свою пользу. И если они сумеют подстраиваться под требования роботов, банковскую систему ждет стремительный рост безнадежных задолженностей.

Россия претендует на лидерство в сфере предотвращения киберугрозам. Однако это всего лишь стратегические планы, которые воплощены будут гораздо позже, чем банковская система переложит ответственность за отбор заемщиков на роботов. И это еще один фактор, подвергающий сомнению целесообразность нововведения.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также