Что такое бизнес-процессы и как их автоматизировать

Разбираемся, как работает система управления бизнес-процессами.

Бизнес-процесс — это устоявшаяся цепочка действий сотрудников, которые они совершают, чтобы получить определенный результат, несущий пользу для клиента, компании или ее штата: например, товар, услугу, документацию.

Пример такого процесса — интернет-заказ товара. Цепочка действий при этом стандартная: заказ обрабатывается, поступает на склад, собирается и передается в доставку. Клиент получает результат — заказанный товар. Или внутренний бизнес-процесс — организация обучения сотрудников.

Это не просто деление процесса на отдельные действия, а совокупность всех действий от начала до конца, которые необходимы, чтобы получить результат. Часто это включает одновременную или последовательную работу нескольких подразделений.

Классификация

Есть три вида процессов:

Основные — работа с клиентами и получение прибыли.

Поддерживающие — такие процессы деньги не приносят, а, наоборот, расходуют, но при этом обеспечивают работу основных процессов. Сюда относится деятельность внутренних служб: поиск персонала, хозяйственное обеспечение и т.д.

Управленческие — все, что касается развития компании, разработки стратегии, целей.

Business Process Management

BPM по сути занимается регулированием взаимодействия подразделений компании, чтобы бизнес-процессы происходили качественно, быстро и без лишних затрат, а клиент получал результат в лучшем виде.

Она не обязывает компании пользоваться готовыми IT-решениями, но в условиях постоянных изменений в мире гораздо проще и эффективнее заказать систему управления для бизнеса, чем организовывать ее самостоятельно.

BPM-системы строят модели бизнес-процессов и регулируют их исполнение, задавая роли каждому участнику, а также оценивают качество выполненной работы и вносят необходимые изменения. Процесс становится прозрачным и автоматизированным.

Как работает BPM-система

Действия системы цикличны и делятся на четыре этапа:

Моделирование. Происходит в графическом редакторе, который представляет бизнес-процессы в виде диаграмм, блок-схем, модулей.

Реализация. Система направляет задачи сотрудникам, и они выполняют работу.

Анализ. Далее BPM следит за исполнением задач, составляет отчетность и выявляет проблемы.

Оптимизация. На основе анализа система меняет модели быстро, не прерывая рабочего процесса.

С каждым новым циклом компания работает эффективнее, а сотрудники видят, как их труд влияет на достижение результата.

Таким образом, автоматизация бизнес-процессов приносит компаниям существенную выгоду. Справиться с этим быстро, гибко и с индивидуальной подстройкой под потребности поможет BPM-система на low-code конструкторе, которую можно как разработать с нуля, так и интегрировать в уже имеющуюся.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также