Центробанк: число жалоб в отношении КПК выросло на 34%

В отношении кредитных потребительских кооперативов в период с января по сентябрь 2019 года поступило 4,3 тыс. жалоб — на 34,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные привел на XVIII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности в Санкт-Петербурге начальник управления регулирования службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Алексей Чирков.

По его словам, основная тема жалоб на КПК — невозврат сбережений. За рассматриваемый период поступило 3,8 тыс. подобных жалоб, их доля выросла до 89%.

Доля обоснованных жалоб в общем объеме жалоб в отношении КПК в апреле — августе 2019 года составила 30,7%.

В свою очередь, заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин в интервью ТАСС заявил, что пик роста проблем с недобросовестностью кредитных кооперативов пройден.

«Мы не видим сейчас роста количества финансовых пирамид, в которые перерождаются действующие КПК. Более того, я считаю, что пик роста проблем с недобросовестной деятельностью КПК пройден», — сказал он.

Представитель ЦБ признал, что «случаи превращения в пирамиды еще возникают», но подчеркнул, что «между КПК и финансовой пирамидой нельзя ставить знак равенства». По его словам, «недобросовестные участники встречаются в разных сферах деятельности, в том числе в сфере кредитной кооперации».

«Мы разработали методику, которая позволяет выявлять признаки финансовой пирамиды на ранней стадии. Затем, если такие признаки есть, кооперативу запрещается привлекать новых пайщиков и материалы направляются в правоохранительные органы», — добавил Чистюхин.

На вопрос о перспективах рынка кредитной кооперации он ответил, что «у кредитной кооперации, конечно, есть перспективы, все зависит от желания самих граждан объединяться в кредитные кооперативы».

«В некоторых странах уровень вовлеченности экономически активного населения в кооперацию очень и очень высок: например, в США — более 50%, а в Ирландии почти все экономически активное население состоит в том или ином кооперативе. В Европе кредитные кооперативы — это продвинутые экосистемы, со своими мобильными разработками, банкоматами, логистикой, магазинами. Многие начинают внедрять и использовать новые технологии (блокчейн, нейросети и т. п.)», — рассказал зампред ЦБ.

Он также напомнил, что в мировой практике есть такое понятие, как «кооперативные банки». «Если можно так выразиться, это следующий этап эволюции КПК. А кооперативные банки, в свою очередь, вносят большой вклад в развитие малого и среднего бизнеса», — пояснил Чистюхин.

«Задача Банка России в том, чтобы кредитные кооперативы были прозрачны для своих членов и они могли самостоятельно и адекватно реагировать на риски, а не пассивно полагаться на честность директора кооператива. Для этого крайне важно повышать вовлеченность пайщиков в управление своими кооперативами, поднимать технологический уровень отрасли, создавать для этого механизмы и инструменты», — заключил он.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также