Президенту Владимиру Путину, который 22 сентября проводит совещание по бюджету с членами правительства, представителями Совета Федерации и Госдумы, предстоит сделать выбор из одинаково болезненных альтернатив. Цель совещания — обсуждение бюджетных проектировок на следующий год и других вопросов бюджетного процесса.
Бюджет на 2016 год будет принципиально отличаться от аналогичного документа, который готовился в 2014 году.
Так, Госдума уже одобрила в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым правительство формирует однолетний бюджет, не рассматривая прогнозные 2017-2018 годы. Также на 2016 год отменяется действие бюджетного правила, согласно которому расходы на нефть определяются исходя из средней за предыдущие три года цены на нефть.
Такие изменения были необходимы в связи с высокой волатильностью на рынках и сложностью прогнозирования как цен на нефть, так и остальных показателей, на которых строится бюджет. Сам бюджет будет вноситься в Госдуму позже обычного срока — 25 октября вместо 1 октября.
В последние недели подготовка проекта федерального бюджета на 2016 год неоднократно обсуждалась на совещаниях у главы правительства Дмитрия Медведева. На этих совещаниях Минфин, в частности, сообщил, что разработано два варианта секвестра бюджета на 2016 год. Первый экономит 769,3 млрд рублей расходов, второй — 1,3 трлн рублей.
Еще один выбор по существенному сокращению расходов затронет работающих пенсионеров. Вариант номер один предусматривает отказ с 2017 года от выплаты страховой пенсии работающему пенсионеру с годовым доходом свыше 1 млн рублей В этом случае экономия будет реализована только через год и составит всего 61 млрд рублей.
Во втором варианте пенсию работающим пенсионерам прекратят платить уже в 2016 году и порог отсечения предлагается снизить до 500 тыс. рублей в год. Бюджет сэкономит 265,8 млрд рублей в 2016 году, а в 2017-м — уже 558,7 млрд.
Чтобы удержаться в рамках планируемых расходов, Минфин предложил, в частности, проиндексировать пенсии и часть социальных выплат на 5,5% в следующем году вместо запланированных на основе официального прогноза Минэкономразвития 11,9%. Такое предложение встретило сопротивление социального блока, решение по этому вопросу до сих пор официально не озвучено.
Параллельно социальным блоком правительства поднимался вопрос о возможной заморозке накопительной части пенсий, что, по его расчетам, принесет дополнительно в бюджет 345-350 млрд рублей. Однако Минфин и Минэкономразвития выступают против этого предложения, отмечая, что подобное решение может подорвать доверие к действиям властей со стороны участников финансового рынка и в конечном итоге вообще привести к сворачиванию деятельности НПФ.
Следующий выбор, который предстоит сделать, относится к повышению пенсионного возраста уже с 2016 года до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Еще в июне Минфин предлагал повысить пенсионный возраст всем до 63 лет с 2018 года. Теперь один вариант Минфина предполагает повышение пенсионного возраста на шесть месяцев в год (экономия для бюджета — 112,7 млрд рублей в 2016-м), а другой — форсированное, на один год ежегодно (бюджет сэкономит сразу 225,5 млрд рублей). При ускоренном варианте экономия бюджетных расходов превысит 1 трлн рублей за 2017 и 2018 годы.
Минфином также запланирована экономия и от нового 10-процентного сокращения штата государственных гражданских служащих — 24,6 млрд рублей в 2016 году. Тем, кого не уволят, предлагается урезать расходы на санаторное лечение, транспортное обслуживание. Сокращению подлежат траты на VIP-залы и билеты бизнес-класса. Сокращение части этих расходов правительство уже одобрило в июне, большой экономии они не дают.
Еще одним из вопросов бюджетного совещания у президента должна стать судьба поручений, которые Министерство финансов в 2016 году уже не сможет оплатить расходами федерального бюджета.
В первую очередь в этой связи вспоминаются так называемые майские указы Путина от 2012 года, но речь не только о них. Десятки поручений и резолюций президента и премьер-министра требуют 893 млрд рублей в 2016 году и чуть большие суммы — в 2017-2018 годах.
Глава государства почти еженедельно накладывает резолюции на обращения представителей разных ветвей власти в служебной переписке, дает прямые поручения, в том числе Минфину. Кроме того, указы президента также являются обязательными к исполнению. Все это не добавляет стабильности бюджетному процессу.
Раньше, отмечает издание, любая более или менее позитивная резолюция президента на документе трактовалась Минфином как прямое поручение осуществить федеральные расходы. Сейчас Владимиру Путину предлагается сказать, сохраняются ли правила игры при 50 долларах за баррель и ниже.
Если резолюция «согласен» по-прежнему значит то же самое, что год назад, президенту предстоит определить, какие бюджетные расходы будут сокращаться взамен. Стандартные способы, которые ведомство Антона Силуанова применяло для реализации поручений президента (перенос сроков других госрасходов, небольшое увеличение дефицита бюджета, игра с макроэкономическими параметрами), больше не работают.
На прошлой неделе, напомним, стало известно, что правительство планирует понизить статистический уровень средней зарплаты в регионах России, так как это значительно облегчит выполнение майских указов. Агентство РБК попыталось разобраться, как цели этих указов достигаются без реального увеличения зарплат.
Так, один из программных майских указов президента 2012 года требует повышения зарплат работникам соцсферы, но не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты.
К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны вырасти до 200% от средней зарплаты в регионе, а зарплаты соцработников, медсестер, школьных учителей и некоторых других категорий должны быть доведены до 100% от этой величины. Сам Владимир Путин не раз повторял, что майские указы пересмотру не подлежат без оглядки на кризис и прочие обстоятельства, намеченные цели должны быть достигнуты.
На примере врачей РБК выявил несколько способов, которые позволяют чиновникам формально показывать нужные цифры, а в реальности не приводят к увеличению зарплат медиков. Самый эффективный — подсчет зарплаты врачей без поправки на количество ставок, которые они занимают.
По словам главы Росстата Александра Суринова, новшество предполагает учет в средней зарплате доходов граждан «и в тех секторах, где нет официального оформления в организациях, наемный труд у индивидуальных предпринимателей и наемный труд в домашних хозяйствах». Как именно Росстат собирается подсчитывать зарплату в неформальном секторе, он не пояснил.
«Это распоряжение правительства — путь к «бумажному» выполнению майских указов без реального повышения зарплат врачей и учителей», — пояснил агентству чиновник, знакомый с содержанием документа, который пока не опубликован официально.
Иллюстрация к статье: