Ирак, являющийся вторым крупнейшим производителем нефти в ОПЕК, за последнее время очень сильно нарастил объемы добычи и экспорта, однако эта тенденция подходит к концу.
Действительно, только с середины 2014 г. экспорт нефти из страны вырос до нового рекорда, а объем добычи вырос почти на 40%. Но на дальнейшее развитие и на поддержание текущих темпов необходимы инвестиции, а лишних денег в бюджете Ирака сейчас нет.
Более того, практически все хранилища в стране уже заполнены до отказа. Инвестиции в крупнейшие месторождения страны в этом году могут сократиться до $7 млрд, хотя еще в 2015 г. они составляли $13 млрд, а в 2014 г. — $20 млрд.
Впрочем, у официальных властей несколько другие планы. Так, например, буквально на днях замминистра нефти Файяд аль-Нима в интервью журналистам рассказал, что сейчас Ирак отгружает из порта Басра 3,3 млн баррелей нефти в сутки и планирует сохранить поставки на этом уровне до конца года.
Эксперты, как мы уже сказали, не считают такие планы реалистичными, поскольку для этого нужны деньги и мощности.
«Что будет, если Ирак не обеспечит ориентир добычи в этом году? Если ожидания существенного роста поставок из Ирака не оправдаются, «бычьи» настроения на рынке усилятся», — поделился своим мнением Ричард Мэллинсон из Energy Aspects.
Напомним, в январе этого года объем добычи нефти в Ираке достиг рекордного уровня 4,51 млн баррелей. Затем показатель начал снижаться, и уже в апреле добыча составила 4,31 млн баррелей в сутки.
Не стоит также забывать, что и политическая обстановка в Ираке далеко не самая спокойная: в начале мая страну захлестнула волна протестов.
Протестующие ворвались в охраняемую «зеленую зону» Багдада, где расположено большинство правительственных зданий, ряд протестующих сумели даже прорваться в здание парламента. Сотни людей выкрикивали лозунги, размахивая иракскими флагами, фотографируя те участки города, куда давно запрещен въезд.
Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади пытается сформировать кабинет технократов на фоне давления общественности, недовольной разгулом коррупции в стране. Однако в результате в парламенте произошел раскол на фоне разногласий по кандидатурам министров. Ряд депутатов опасаются потерять влияние.
Последствия для нефтяного сектора пока еще неясны. Политические беспорядки в стране никогда не несли ничего хорошего для этой отрасли. Конечно, крупные иракские нефтяные месторождения на юге страны расположены далеко от Багдада. А министр нефтяной промышленности Ирака даже отметил на Facebook в эти выходные, что события в «зеленой зоне» никак не отразились на объеме добычи нефти в стране. Однако последняя волна протестов создала неопределенность в отношении будущего Ирака, а ситуация с «зеленой зоной» лишний раз подчеркнула уровень гнева общественности против властей страны.
Иллюстрация к статье: