Работающим пенсионерам возобновят индексацию выплат. По словам заместителя министра экономического развития Олега Фомичева, вопрос сейчас обсуждается в ведомстве. Ранее о необходимости его проработки сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме с ежегодным докладом. Вопрос этот весьма масштабный и крайне непростой. В России насчитывается 9,6 млн пожилых людей, которые продолжают трудиться. На индексацию их выплат необходимо 200 млрд рублей. Между тем, бюджет третий год как дефицитный и правительство еле-еле изыскало средства на неработающих пенсионеров.
Как напомнил Дмитрий Медведев, из-за кризиса правительству «пришлось принять не очень популярное и сложное решение о том, чтобы изменить порядок индексации». Дело в том, что пенсии должны ежегодно увеличиваться на уровень инфляции предыдущего года. Однако непростая экономическая ситуация вынудила чиновников отказаться от полной индексации выплат: в 2016 году она составила лишь 4% при инфляции в 12,9% годом ранее. Причем, эта мера коснулась лишь неработающих пенсионеров. Те, кто решил и дальше трудиться — остались без индексации даже в 4%.
Правда, позже в правительстве решили подсластить старикам пилюлю — вторую индексацию заменили на единовременную выплату в 5 тысяч рублей, которую людям выдали на руки в январе 2017 года. Причем эти средства получили как работающие, так и неработающие пенсионеры.
Впрочем, в 2017 году власти все же вернулись к индексации пенсий по закону. В феврале выплаты увеличились на уровень инфляции 2016 года — 5,4%. На это правительство выделило 706 млрд рублей. Таким образом, средний размер пенсии неработающих россиян составил 13 855 рублей. А вот трудящиеся пенсионеры вновь остались ни с чем.
Вопрос о том, чтобы вернуть им индексацию выплат был поднят депутатами 19 апреля в ходе выступления Дмитрия Медведева в Госдуме. Как отметил первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин, из-за отмены индексации, трудящиеся россияне пожилого возраста были вынуждены бросить работу, что негативным образом сказалось на социальном самочувствии миллионов семей.
Отвечая на вопрос парламентария премьер признал, что «ситуация остается не самой простой» и пообещал вернуться к этой теме. Буквально двумя днями позже подтвердил слова Медведева замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев. «Прорабатывается. Там все просто, надо считать, сколько потребует бюджетных средств, и в правительстве решать», — заявил чиновник в кулуарах Красноярского экономического форума.
Действительно, сейчас вопрос индексации пенсий упирается именно в дефицитный бюджет. Дыра в казне по итогам I квартала 2017 года составляет 274 млрд рублей (1,4%ВВП). Поэтому, как подчеркнул Медведев, в первую очередь власти «ориентируются на индексацию для тех, кто не способен трудиться». «Думаю, это вполне справедливый подход. Если человек способен трудиться, то все-таки у него немножко другой финансовый статус», — считает премьер.
По словам главы Пенсионного фонда России (ПФР)Антона Дроздова, на индексацию выплат работающим пенсионерам потребуется 200 млрд рублей. Причем, как утверждает чиновник, в ПФР поручение рассмотреть возможность полноценной индексации пока не поступало. А необходимость в ней, по словам экспертов, давно созрела. «Денег у людей становится всё меньше, а расходы растут. Сокращение индексаций в таких условиях и жизнь людям не упрощает, и развитие экономики тормозит», — считает первый заместитель директора Института актуальной экономики Антон Антропов.
Между тем возврат индексации трудящимся пенсионерам мог бы оказать поддержку без малого 10 млн человек. А это 6,5% от всего населения страны. Но где взять необходимые для этого дополнительные 200 млрд рублей? «Даже при нынешней сокращённой индексации бюджет Пенсионного фонда свёрстан с дефицитом почти в 182 млрд рублей. То есть эта мера увеличит дефицит более, чем вдвое», — продолжает эксперт.
Сейчас у ПФР есть два основных источника пополнения бюджета – собственные доходы в виде сборов с работающих граждан, и трансферт из федерального бюджета. Например, повысить собираемость отчислений в ПФР возможно, вытягивая бизнес из «тени». Но это процесс длительный, он может растянутся на несколько лет. Поэтому не подходит для финансирования индексации уже в этом году. «А вот попытаться добыть деньги из федерального бюджета шансы есть. Но для этого необходимо волевое решение высшего руководства страны. В частности, стоит отказаться от политики патологического накопительства. Кроме того, следует смягчить бюджетное правило, по которому сейчас сверхдоходы идут на покупку валюты, а не на финансирование текущих нужд», — полагает Антропов.
Иллюстрация к статье: