Снижение транзита не повлияло на рост контейнерных перевозок в России

Перевозки контейнеров по железной дороге в I квартале выросли на 5 процентов относительно аналогичного периода 2022 года. Во всех видах сообщения перевезено 1,733 миллиона контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ или TEU), в том числе во внутрироссийском сообщении отправлено 663,7 тысячи ДФЭ (+6,4 процента). Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на 9,7 процента, до 1,273 тысячи ДФЭ, в них перевезено 18,2 миллиона тонн грузов
Результат первого квартала подтвердил, что прошлогодняя тенденция роста перевозок контейнеров сохранилась. Замгендиректора РЖД, руководитель ЦФТО Алексей Шило, выступая на конференции #ЗаКонтейнерами, сказал, что 2022 год был уже традиционно необычным. Сегмент контейнерных перевозок — один из немногих, который показал положительную динамику. Были достигнуты рекордные показатели перевозки грузов в контейнерах по железной дороге — более 6,5 миллиона ДФЭ. По словам спикера, в первую очередь прирост показали внутрироссийские перевозки, и это радует, поскольку означает, что в целом тренд на контейнеризацию грузов у нас в стране продолжается.

Также контейнерные перевозки грузов приросли по импорту, немножко просели по экспорту. Но основное падение (более 21 процента) — пришлось на транзит. Причины всем понятны, поэтому руководитель ЦФТО высказал мнение, что это был общий тренд пошлого года, который останется и в нынешнем.

Технологические параметры перевозок при этом не ухудшились. Процент маршрутизации в экспортном сообщении вырос, несмотря ни на что. То же самое — в импортном. Как менялись грузопотоки: наибольшее снижение произошло в северо-западном направлении, зато активно растет направление Север — Юг, а также перевозки через Казахстан. Прирост на восток давался очень тяжело, в условиях, когда туда отправились все грузы.

Очень активно в прошлом году к решению логистических проблем подключилось правительство и в первую очередь, конечно, минтранс. Такие решения, как многократное использование иностранных контейнеров, нулевая процентная ставка ввозной таможенной пошлины, позволили избежать риска, о котором всерьез говорили — что страна может остаться без контейнеров с уходом основных морских контейнерных линий. Но ряд регуляторных решений плюс закупки, сделанные российскими операторами (более 100 тысяч ДФЭ), позволили даже создать профицит ящиков.

ЭКОНОМИКА
Минпромторг предлагает субсидировать перевозку лесопромышленной продукции из Северо-Запада РФ
Алексей Шило рассказал про альтернативные направления перевозок контейнеров, в частности, по коридору Север — Юг. Результаты, по словам спикера, «пока не космические», но можно оценить темп, с которым идет рост: в этом году за февраль по восточной ветке коридора было перевезено около 22 тысяч ДФЭ, а за 14 дней марта — уже 49 тысяч. Спикер особо отметил, что зарубежные партнеры из Казахстана, Туркменистана, Ирана очень гибко реагируют на наши потребности — например, дают сегодня хорошие тарифные преференции.

Коммерческий директор «ФЕСКО Интегрированный транспорт» Алексей Кравченко, анализируя тенденции и перспективы рынка контейнерных перевозок России и СНГ, предположил, что рост в восточном направлении снизит темпы — железнодорожная инфраструктура не выдержит больше своих возможностей. Поэтому есть вероятность, что Балтийский бассейн начнет понемногу отыгрывать свое падение. В любом случае, учитывая высокий уровень рисков на рынке, и политических, и экономических, необходимо диверсифицировать бизнес, а не складывать все яйца в одну корзину.

Необходимы новые альтернативные маршруты, в первую очередь, по словам Алексея Кравченко, это морские перевозки. Текущий уровень ставок на логистику в России позволяет финансировать новые логистические направления. Новые торговые связи также определены с конца прошлого года. В этих реалиях ФЕСКО инвестирует в новые транспортные пути с меньшими инфраструктурными ограничениями, с меньшими рисками. Повышенное внимание — на регулярность и качество сервиса.

Плановая геоэкспансия компании предполагает запуск контейнерных поездов «Запад — Восток». В части диверсификации направлений: в прошлом году транспортная группа «открыла» Самару, Казань, Тимашевск. Новые транзитные направления — это Минск и Алматы.

В арсенале компании также появилась перевозка в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (ПСЖВС): для расширения сети внутрироссийских направлений запущен интермодальный контейнерный маршрут из Москвы в Калининград через Санкт-Петербург. Он включает железнодорожную доставку из Москвы в Санкт-Петербург (порт Бронка). Далее контейнеры перегружаются на суда группы и следуют до Калининграда в рамках регулярной каботажной линии ФЕСКО, соединяющей Бронку с портом Балтийск в Калининградской области.

Сервис, ориентированный на экспортеров Северо-Западного региона России, уже запустил «ТрансКонтейнер» (входит в Группу компаний «Дело»), сообщает пресс-служба компании. Перевозки экспортных грузов в Китай будут осуществляться через Первый контейнерный терминал (ПКТ) в Большом порту Санкт-Петербург. Морскую составляющую перевозки обеспечивает китайская компания. Начальными точками маршрута являются станции Архангельск, Човью (Северная магистраль), Неболчи и Шушары (Октябрьская магистраль) и потенциально иные локации региона. Консолидация грузов, следующих в составе контейнерных поездов, осуществляется на ПКТ в Большом порту Санкт-Петербург, откуда продукция отправляется морским транспортом в Китай (порты Циндао, Шанхай, Гуанчжоу).

«Запуск сервиса открывает возможность возобновить экспорт по ранее привычному направлению — через порты Северо-Запада. С учетом повышенной нагрузки на инфраструктуру Восточного полигона новый сервис имеет ряд преимуществ: для клиентов — конкурентоспособный с отправками через Дальний Восток срок доставки продукции, а для «ТрансКонтейнера» — повышение эффективности использования подвижного состава», — сообщил вице-президент по коммерческой деятельности компании «ТрансКонтейнер» Александр Подылов.

ЭКОНОМИКА
Порты Ростова и Мариуполя связали регулярные грузовые перевозки
Контейнерный оператор «РЖД Бизнес Актив» более чем в полтора раза увеличил объем перевозок в прошедшем году. По словам гендиректора компании Вячеслава Сараева, одна часть возможностей в 2022 году закрылась — из-за санкционных ограничений осталась лишь небольшая часть перевозок в направлении транзита из Китая в Европу. Но другая часть возможностей в Китае открылась — в первую очередь импорт в Россию, что компенсировало уход западных производителей с российского рынка и позволило сохранить объемы перевозок по сети РЖД. Развитие получили как мультимодальные перевозки, так и прямые отправки по железной дороге. «РЖД Бизнес Актив» расширил географию перевозок через пограничные переходы Забайкальск — Маньчжурия, Гродеково — Суйфэньхэ, Благовещенск — Хэйхэ, Камышовая — Хуньчунь, что дало большую вариативность решений для клиентов и сокращение сроков доставки грузов.

Исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергей Авсейков также придерживается мнения, что контейнерный рынок хочет расти, но основное, что его сдерживает, — это железнодорожная инфраструктура. До конца 2023 года обнулена таможенная пошлина, строятся терминалы, покупаются контейнеры, но возможности РЖД не безграничны. Тем не менее контейнерный рынок — лидер по инвестициям, лидер по развитию. По словам главы ЕСП, контейнер — это самое важное для страны в части перевозки грузов, и он искренне убежден, что за грузами высокого передела, за импортом и за экспортом — будущее.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также