Резко увеличились обращения от владельцев пунктов выдачи заказов и тех, кто занимается логистикой. Этот всплеск касается в основном Wildberries из-за того, что компания стала взимать больше штрафов на всё, что происходит. Например, на брак товаров, на потерю товаров, на подмены товаров, на загрязнение товаров со стороны владельцев пунктов выдачи заказов. Также существуют большие вопросы к введению сервисного сбора со стороны OZON по отношению к владельцам пунктов выдачи. До сих пор идут волнения со стороны владельцев таких пунктов из-за того, что OZON будет взимать с них большие деньги за сервисный сбор, который нигде раньше не был прописан, — говорит Дмитрий Гусев, возглавляющий Наблюдательный совет Ассоциации участников рынка электронной коммерции.
Впрочем, сегодня обеспокоенность выражают не только предприниматели, но и банки. Лидеры отрасли считают, что маркетплейсы получают серьёзное преимущество, интегрируя финансовые услуги непосредственно в процесс покупки. Такая деятельность должна вестись под строгим контролем государства, чтобы избежать потенциальных рисков и злоупотреблений.
Как отмечает сопредседатель Союза потребителей России по цифровой сфере и международным связям Алексей Койтов, число конфликтов между участниками рынка маркетплейсов за последние годы выросло в разы, а значит, без вмешательства государства не обойтись.
— Мой подход строится на простом принципе: если динамика рынка выше или соответствует динамике количества конфликтов, которые мы видим в судах, то всё хорошо, рынок сам справляется. Если динамика конфликтов растёт больше, чем сам рынок, значит, что-то не так. За последнее время маркетплейсы росли двукратными темпами год к году, а число судебных дел в арбитражах у них в 2021 году увеличилось в 2,9 раза, в 2022-м — в 2,4 раза, в 2023-м — в 3,5 раза. То есть конфликтность зашкаливает, и это, к сожалению, говорит ровно о том, что маркетплейсы не справляются с теми проблемами, которые возникают на рынке, — заявил Алексей Койтов в ходе круглого стола, организованного юридическим факультетом МГУ.
На том же круглом столе управляющий директор OZON Сергей Беляков признал, что регулирование деятельности маркетплейсов необходимо.
Названы дефицитные профессии в России: зарплаты растут, кадров нет
— Несмотря на то что я представитель компании, у меня, в общем, достаточно уверенная позиция, что да, надо, потому что объёмы, как всей электронной коммерции, так и в масштабе каждого из игроков-лидеров отрасли, таковы, что риски злоупотребления доминирующим положением действительно существуют. Конечно же, нужно вводить достаточно понятные правила, определяющие добросовестное либо недобросовестное поведение и ответственность, — подчеркнул Сергей Беляков.
Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится несколько законопроектов, регулирующих деятельность маркетплейсов. Речь идёт как о поправках в законы «О торговле» и «О защите прав потребителей», так и об отраслевом законе для электронных площадок.
— Нужно идти дальше, принимать отдельный закон. Как это делается в других странах, например в Китае. Доля интернет-торговли в Китае выше, чем в России. При этом там действует довольно жёсткий закон, по которому работают площадки. И всё нормально, отрасль успешно развивается, — резюмировал Дмитрий Гусев.
Иллюстрация к статье: