Валютные резервы Турции упали до минимума с 2012 г.

Страны с развивающейся экономикой переживают очень серьезный кризис. Причин для этого можно перечислить достаточно много: это и замедление Китая, и падение цен на сырье, и неопределенность с дальнейшей политикой ФРС, но главное, что на выходе мы получаем сильнейший отток капитала с развивающихся рынков.

Помимо уже озвученных сложностей, многие страны имеют еще и свою уникальную кризисную историю. Где-то, как, например, в Бразилии и Турции, свою роль играет еще и политический кризис. Можно также вспомнить Малайзию, где гремит коррупционный скандал вокруг премьер-министра Малайзии. Наджиба Разака подозревают в присвоении почти $700 млн.

Все эти истории имеют определенное сходство, но ситуация в Турции выглядит наиболее шатко. Мало того что в стране до сих пор нет правительства и выборы пройдут только в ноябре, гораздо более важно то, что президент страны господин Эрдоган допустил начало гражданской войны и разрешил НАТО использовать свою военную базу.

Все эти события не внушают инвесторам никакого доверия, и они уже второй год бегут из Турции, что выливается в фактически бесконечное падение курса турецкой лиры. Турции приходится перекрывать различные дыры в балансах, и, как следствие, мы видим сильнейшее падение валютных резервов.

Впервые с 2012 г. валютные резервы Турции опустились ниже $100 млрд.

Ниже приведем динамику турецкой лиры, которая переживает действительно эпическое падение, а это рискует вылиться в потерю контроля над инфляцией и ее резкий рост.

Центральный банк тем временем никаких особых мер не предпринимает. Либо регулятор не понимает всей сложности ситуации, либо ждет итогов выборов, либо испытывает на себе политическое давление, как это уже было в прошлом году, когда Эрдоган фактически указывал ЦБ на необходимость снижения ставок.

Стоит отметить, что будущие выборы также пока не говорят об улучшении ситуации. Еще неизвестно, какой будет реакций Эрдогана на итоги выборов, ведь не исключено, что в стране и вовсе может возникнуть политический хаос.

Экономика уже сейчас ощущает на себе все эти сложности. Так, индекс деловой активности в сентябре снизился уже второй месяц подряд.

Беженцы
Ситуация с беженцами оказывает на турецкую экономику дополнительное давление. Турецкие власти уже потратили $7,6 млрд на содержание 2,2 млн беженцев из Сирии.

Об этом, выступая на пресс-конференции перед журналистами 18 сентября, заявил вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш. Он также сообщил, что в территориальных водах Турции было спасено 53 228 человек, при этом 274 погибли.

В июне 2015 г. верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш заявил о том, что Турция стала страной, которая принимает наибольшее число беженцев в мире. На территории Турции уже создано более 20 лагерей для беженцев.

Рейтинг

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 18 сентября подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента Турции в иностранной и национальной валютах на уровнях «ВВВ-» и «ВВВ», отметив при этом, что прогноз является «стабильным».

Рейтинг «ВВВ» говорит о низких ожиданиях риска дефолта в настоящее время. Этот показатель свидетельствует о платежеспособности эмитента, которую, тем не менее, могут ухудшить негативные экономические условия или неблагоприятная бизнес-среда.

Рейтинговое агентство сообщило, что государственный бюджет Турции был сохранен, а бюджетная дисциплина поддерживалась в течение всего избирательного периода.

Тем не менее представители Fitch сказали, что существует значительная неопределенность вокруг итогов досрочных выборов 1 ноября. Так, опросы населения показали примерно те же результаты, что и на предыдущих выборах, при том, что ситуацию усложняют высокий риск террористических нападений и продолжающийся конфликт в Сирии.

Вместе с тем, если рейтинг будет в итоге снижен, мы рискуем увидеть сброс облигаций страны и еще более сильное давление на валюту.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также