Борис Ольшанский. «Ночь на Ивана Купалу»

О некоторых праздниках и народных приметах июля

Июль – месяц самой жаркой погоды, купального сезона, созревания грибов и ягод, пора сенокоса. Наши далекие предки называли его по-разному: страдником, сеноставом, грозовиком, жарником, ягодником. Многие приметы, которые были связаны с этим летним месяцем, говорили о том, урожай каких культур будет самым большим, какая погода ожидается осенью, дождливым ли будет август. В июле много праздников, которые имели для наших предков большое значение.

Некоторые из народных примет, которые дошли до наших дней, были отмечены еще в языческие времена, продолжили бытование и в пору после принятия христианства на Руси. Основывались они на наблюдениях за природными явлениями. Например, говорили: «Если в июле тучи простираются по небу полосами, будет дождь». Утренний туман, который стелется по воде, предвещал хорошую погоду, сильная роса – ясный, погожий день. Очень жаркая июльская погода сулила морозный декабрь. А большое количество мошкары предрекало хороший урожай грибов.
Много пословиц и поговорок было сложено народом о жаркой июльской погоде: «Солнце в июле ликует», «В июле хоть разденься, а все легче не будет», «В июле солнце без огня горит», «Июль – краса лета, середка цвета»…Часто народные приметы и традиции были связаны с днями чествования святых, которые приходились на июль. Например, 6 июля – день памяти Аграфены Купальницы. В этот день собирали лечебные травы. На 10 июля приходится Самсонов день. Если день был дождливым, то стоило ожидать еще семь недель ненастной погоды. 21 июля мы отмечаем день Казанской божьей матери, у наших предков он именовался еще и днем Прокопа-жнеца. С этого времени обычно начинали уборку ржи.
Особо чтили наши предки праздник Ивана Купалы (в православной традиции – Иоанна Крестителя). Также его именовали Ивановым днем, Великим Иваном, Иваном-травником, Иваном-цветником. Праздник отмечают в период летнего солнцеворота, с 6 на 7 июля (по новому стилю), он восходит к восхвалению языческого бога лета Купалы.
С этим праздником были связаны разные традиции, обряды. Например, было принято разжигать большие костры, этот обычай связывали с прославлением солнца. По тому, насколько быстро разгорался костер, судили, хороший ли будет урожай. Как правило, костер располагали на высоком месте. Для его разведения приносили ненужные вещи, солому, траву, цветы. Часто огонь для розжига добывали трением двух сухих кусков дерева. Огонь, полученный таким способом, назывался священным и будто бы обладал магической силой. Подобная традиция существовала в деревне Самсоново Ярцевского района, в поселке Стодолище Починковского района, в деревне Сухие Ляды Велижского района и некоторых других. В деревнях Стригово Починковского района и Пригорье Рославльского района разжечь костер доверяли самому старому жителю селения. А вот в деревне Хитровке, что в Дорогобужском районе, костер разжигала самая красивая девушка.
Вся молодежь собиралась у костра, парни и девушки водили хороводы. Женщины присматривали невест для своих сыновей, поэтому девушки старались нарядиться: завивали волосы, вплетали в них ленты, белились, румянились, надевали праздничную одежду. Обязательным атрибутом наряда был венок, который девушки плели из ромашек, лютиков, васильков, медуницы. Эта деталь наряда служила оберегом от нечистой силы.
На Смоленщине существовал обычай прыгать через костер. Считалось, что «чем выше прыгнешь, тем выше хлеба». У костров непременно устраивали трапезы, обязательным блюдом которых была яичница, символизировавшая солнце.
Молодежь смоленских деревень устраивала обходы домов, пела песни и за это получала угощения. Долгое время сохранялся обычай «учить хозяев»: воровали скот, переворачивали телеги, замазывали грязью окна, вырывали на огородах то, что уже созрело. Считалось, что такими действиями молодежь имитирует бесчинства нечистой силы, тем самым обезопасив людей от нее.
В некоторых деревнях области бытовал обряд, когда рядом с костром ставили украшенную лентами и венками березку, символизировавшую зиму, которая хотела спрятать солнце. Под березку сажали соломенную куклу Купалу. В деревне Сухие Ляды Велижского района девушки становились в хоровод вокруг березки, словно охраняя дерево, а парни пытались захватить его. Если юношам удавалось быстро завладеть деревом, то, по поверью, зима в этом году должна была наступить быстро.
В деревнях Шумячского и Починковского районов девушки гадали у костров. Среди присутствующих выбирали самую красивую девушку – Деву Купалу, завязывали ей глаза и давали в руки свежие и завядшие венки. Вокруг девушки водили хоровод, а она раздавала его участницам венки. Той, которой доставался свежий венок, предрекали удачное замужество и счастливую жизнь.
В некоторых селениях Смоленщины существовали и другие способы гаданий. Девушки собирали 12 цветков, клали их себе под подушку и заговаривали: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад гулять». В одной из деревень Починковского района бытовал такой способ гадания: девушки шли на луг, ложились на спину и через голову заплетали траву. На следующий день смотрели, расплелась ли трава. Если нет, то девушке предстояло скорое замужество. Девушки гадали и на подорожнике. На перекрестке дорог они срывали три листка подорожника, потом клали их под подушку, загадывая, чтоб в эту ночь приснился суженый.
Самым распространенным было гадание с помощью венков, которые девушки носили весь праздничный вечер. Венки бросали в реку. Считалось, что если венок приблизится к берегу или остановится, то его хозяйка выйдет замуж в своей деревне, если венок проплывет дальше – нужно ждать девушке сватов из соседней деревни, если венок уплывет так далеко, что его и не видно будет, то это не сулило скорое замужество девице. А вот если венок тонул, то девушку в текущем году ожидали только несчастья.
Так как этому празднику придавали большое значение, то по погоде, которая стояла в этот день, судили о предстоящем урожае. Считалось, что если в Иванову ночь небо звездное, то в лесу будет много грибов. Сильная роса будто бы свидетельствовала о хорошем урожае огурцов. Если день был дождливым, крестьяне не ожидали хорошего урожая хлеба.
В Иванов день роса будто бы обладала целебными свойствами. Ее собирали, волоча по лугу чистые скатерти, полотенца. Затем их выжимали, и этой росой нужно было умываться, чтобы обезопасить себя от болезней. Также в этот день собирали травы, которые, по поверьям, оберегали от нечистой силы, также их использовали для приготовления лекарственных отваров. Искали в купальскую ночь и цветок папоротника: одни – чтобы завладеть кладом, место нахождения которого должно было открыться счастливому обладателю цветка, другие – чтобы обеспечить непременный успех в любви.
Купание и обливание водой также были частью купальского празднества.
Ивановская ночь считалась временем разгула нечистой силы, поэтому заранее делались обереги из крапивы и веток осины. Для защиты от нечисти перед домом рассыпали соль, у входа в дом расстилали лен.
Почитался нашими предками и Петров день, приходящийся на 12 июля. Считалось, что если в Петров день ясно, то и год урожайным будет. Это день знаменовал окончание летних гуляний, устраивали общие трапезы, в складчину варили пиво. В этот праздник на Смоленщине было принято ходить в гости, навещать родственников, живущих в других деревнях. Петровская ночь, как и ночь на Ивана Купалу, считалась временем разгула нечисти, поэтому деревню коллективно охраняли. Молодежь ходила по деревне и вокруг нее, создавая шум, чтобы отпугивать колдунов и ведьм.
Распространен был обычай «караулить солнце». Селяне поднимались на высокое место и ждали восхода солнца, смотрели, как оно «играет». Все это сопровождалось пением обрядовых песен.
Сегодня мы знаем немало о традициях отмечания этих праздников. На Смоленщине в Иванов день традиционно устраивают гуляния в некоторых районах области. В поселке Пржевальское, селе Ершичи, в деревне Фленово. Широко отмечают этот праздник в соседней Беларуси. Эти празднества обычно сопровождаются театрализованными представлениями, выступлениями фольклорных коллективов, исполнением традиционных купальских обрядов.
История еще одного июльского праздника, Дня святых Петра и Февронии, насчитывает без малого 800 лет. Эти святые считаются покровителями семьи и брака, поэтому на Руси существовал обычай приурочивать помолвку молодых ко дню Петра и Февронии.
Легенда гласит, что Феврония вылечила своего будущего мужа, муромского князя Петра, от страшной болезни. В благодарность он женился на ней. Их союз оказался счастливым, они долгое время княжили в Муроме и показывали пример безупречного брака. Конец жизни они посвятили богослужению, приняв постриг и взяв себе христианские имена Давида и Ефросиньи. Умерли они в один день. Вначале, вопреки их желанию, супругов похоронили в разных гробах, но наутро люди обнаружили, что их тела лежат в одном каменном гробу, который Петр давно изготовил. Их похоронили вместе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Мурома. Мощи святых покоятся на территории Свято-Троицкого женского монастыря Мурома. К ним идут люди, чтобы попросить о сохранении семьи, рождении детей.
С 2008 года в этот день мы отмечаем День семьи, любви и верности. Во многих российских городах проходят праздничные мероприятия, влюбленные стараются зарегистрировать браки.

При подготовке материала была использована монография Я. Кошелева «Весене-летние народные праздники на Смоленщине», Смоленск, 2001 год.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу