Навигация: Центр Бизнеса и Страхования Общество История Через Гоби и Хинган

Козлов и шведский исследователь Свен Гедин. 1923 г.

Ко дню рождения путешественника и географа Петра Козлова

В 2012 году исполняется 149 лет со дня рождения знаменитого русского путешественника, географа Петра Козлова. В середине XIX века наметился интерес русских исследователей к изучению Азии. Петр Семенов-Тян-Шанский совершил путешествие на Тянь-Шань. В 1870 году Николай Пржевальский исследовал просторы Азии. Петр Козлов также посвятил жизнь исследованиям Центральной Азии, тем самым продолжив научные изыскания своего земляка и учителя Николая Пржевальского.

Петр Козлов родился 3 октября (15 – по новому стилю) 1863 года в Духовщине, в бедной семье. Родители были малограмотными, не уделяли должное внимание воспитанию детей. Отец был мелким торговцем, каждый год он перегонял из Украины стада для состоятельного скотопромышленника. В этих перегонах ему помогал Петр. Мальчик обладал пытливым умом, стремился к знаниям. С детства он интересовался книгами о путешествиях. В 16 лет он окончил четырехклассную школу, собирался и дальше продолжать образование: он хотел поступить в Виленский учительский институт, однако ему было отказано в стипендии. Иных средств на жизнь у Петра не было, поэтому от учебы пришлось отказаться. Юноша устроился конторщиком на винокуренный завод в селе Слобода (ныне поселок Пржевальское). Развлечением в неинтересной работе ему служило чтение книг и статей в журналах, рассказывающих о географических исследованиях разных районов земли. В частности, его увлекали публикации об исследованиях, проводимых в Азии Николаем Пржевальским. Однажды Петру посчастливилось встретиться с Николаем Пржевальским, это случилось в 1882 году. Знаменитый путешественник оценил интерес молодого человека к географии, стремление к путешествиям и пригласил Петра Козлова участвовать в четвертой Центральноазиатской (второй Тибетской) экспедиции. Но затруднение было в том, что составы экспедиций в то время формировались исключительно из военных. И тогда Козлову пришлось сдать экзамен за первый курс Смоленского реального училища, а затем проступить вольноопределяющимся в армию.
Первое путешествие, в которой Петр Козлов был вторым помощником начальника экспедиции, длилось с 1883 по 1885 годы. Путешественники прошли по Северному Тибету и Восточному Туркестану. Эта экспедиция дала Козлову неоценимые знания и опыт, необходимые путешественнику и исследователю. Он научился наблюдать за природой и четко отмечать ее особенности. Впечатление об экспедиции было столь велико, что позже в биографическом очерке он писал: «Из этого двухлетнего, первого для меня путешествия, я возвратился иным человеком: Центральная Азия стала для меня целью жизни».
Осенью 1887 года Петр Кузьмич окончил военное училище в Петербурге и был произведен в офицеры. В следующем году Козлов рассчитывал участвовать в еще одной экспедиции, которой должен был руководить Пржевальский, но смерть последнего отсрочила на год ее проведение. Начальником экспедиции назначили Михаила Певцова, изменился и маршрут экспедиции: теперь он должен был проходить через Кашгарию и Куньлунь. Подход Певцова к проведению экспедиции предполагал максимальную самостоятельность участников путешествия, поэтому Козлову удалось совершить несколько самостоятельных походов. Самым длительным стал поход на 270 километров – вдоль русла реки Кончедарьи. По итогам экспедиции составили карты Восточного Туркестана и северной окраины Тибетского нагорья. Затем последовала экспедиция Всеволода Роборовского, которая исследовала хребет Нань-Шань и северо-восточную часть Тибета. Козлов самостоятельно совершил множество походов, собрал большинство экспонатов зоологической коллекции, а в конце экспедиции, когда Роборовский заболел, он принял на себя ее руководство.
Первая самостоятельная Монголо-Камская экспедиция Петра Козлова проходила в 1899–1901 годы. В ней участвовали 18 человек. Путешественник привез из нее большую естественно-историческую коллекцию, этнографические сведения о кочевых племенах Тибета, данные по зоологии и географии не изученных ранее областей Центральной Азии. Описания экспедиции вошли в книги «Монголия и Кам» и «Кам и обратный путь». За проведение этой экспедиции Русское географическое общество наградило Петра Козлова Константиновской золотой медалью.
Монголо-Сычуанская экспедиция 1907–1909 годов, руководимая Козловым, стала знаменита археологическими находками. В песках Гоби, в центре Монголии, нашли остатки мертвого города Хара-Хото. Особую ценность имела обнаруженная библиотека, состоявшая из 2 000 книг, написанных на тангутском языке. Были обнаружены скульптуры и иконы, святыни буддийских храмов. Все это помогло восстановить историю государства Си-Ся, которое с 982 по 1227 годы располагалось на северной территории современного Китая. За такую значимую находку Козлов получил высшие награды Лондонского и Итальянского географических обществ, премию имени П. Чихачева, присуждаемую Французской академией наук. Также он был избран членом Русского географического общества и Венгерского географического общества.
Немаловажную роль в исследовательской деятельности Петра Козлова сыграло знакомство с Далай-ламой XIII. Это произошло в 1905 году. Тогда по поручению МИД и Главного штаба Козлов обсуждал с Далай-ламой возможность того, что Россия будет оказывать помощь Тибету в борьбе против англичан, вторгшихся в этот район Центральной Азии. В 1909 году состоялась вторая встреча русского путешественника и Далай-ламы. Знакомство и дружественные отношения с тибетским первосвященником дало бы возможность русскому путешественнику исследовать Лхасу – историческую столицу Тибета, если бы не началась Первая мировая война. Вместо экспедиции, во время которой планировалось изучать Тибетское нагорье, проводить дальнейшие раскопки Хара-Хото и наконец попасть в Лхасу, полковник Генштаба Козлов был отправлен на Юго-Западный фронт. В 1915 году его командировали в Монголию – руководить экспедицией, занимающейся закупками скота для нужд армии.
В декабре 1917 года Козлова командировали в имение Аскания-Нова Таврической губернии. Он должен был руководить охраной этого зоопарка-заповедника. Исследователь способствовал сохранению зоопарка от разграбления и уничтожения. После Гражданской войны, в условиях которой никакие экспедиции были невозможны, у Козлова появилась надежда на организацию новой экспедиции. В 1922 году советское правительство решило отправить экспедицию в Центральную Азию, руководителем назначили Петра Козлова. Путешествие в Северную Монголию и к бассейну реки Селенги было совершено в 1923–1926 годах. В горах Ноин-Ула удалось отыскать более 200 могильников. В курганах сохранились предметы (войлочные ковры, ткани, изделия из бронзы, монеты), возраст которых составлял 2 000 лет. Это было величайшим открытием, ноин-улинская коллекция стала уникальной в своем роде. Также к открытиям экспедиции относился древний ханский мавзолей. Козлов вел дневниковые записи о своих путешествиях, которые вышли отдельным изданием «Путешествие в Монголию. 1923–1926». Эта экспедиция стала последним масштабным путешествием Петра Козлова. В начале 1930-х годов он поселился с женой в деревне Стречно, что в 50 километрах от Старой Руссы. Он часто выступал с лекциями, писал статьи. 17 лет, проведенных в экспедициях, сильно повлияли на здоровье исследователя. В 1934 году его состояние ухудшилось, 26 сентября 1935 года Петр Козлов скончался в Петергофе, в санатории. Ученого похоронили на Смоленском лютеранском кладбище Ленинграда.
В научное наследие, оставленное Петром Козловым, входят отчеты, статьи, книги, путевые записки, карты, фотографии. Коллекции, собранные Козловым, находятся в Эрмитаже, Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, в других музеях. Его именем назван ледник на хребте Табын-Богдо-Ола.

 

При подготовке материала использовались интернет-ресурсы Funeral-spb.narod.ru, Kozlov-museum.ru, Korkis.net.

 

Еще статьи...

Лента новостей


 

Новое

Бизнес и финансы

Смоленская пустыня

О проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области

Смоленщина – не самый благоприятный регион для высокопродуктивного сельскохозяйственного земледелия. Этому есть несколько объяснений: суглинистые и супесчаные почвы – далеко не чернозем, к тому же многие смоленские сельхозугодия долгие годы были и остаются заброшенными. «Центр Бизнеса и Страхования» рассказывает о проблемах использования земельных ресурсов в Смоленской области.

Подробнее…

К началу